Автор(ы) | Букина Светлана |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | Москва |
Материалы | корейская бумага для квиллинга, салфетки, клей, краска, лак |
Добрый вечер, уважаемые жители страны мастеров! Этот удивительный конкурс, позволивший вызвать бурю фантазий, подходит к концу. И только сегодня собралась и я представить свою работу - Настольную лампу с абажуром из вологодского кружева.

«Вологодское кружево» – это всемирно известный бренд, бережно хранящий вековые традиции ручного кружевоплетения. Как и несколько веков назад, он олицетворяет славу российского кружева, его безупречное качество и стиль. В прошлом столетии работа художника по кружеву ценилась так же высоко, как труд ювелира. И в процессе создания "наряда" для лампы я ощутила себя именно ювелиром. Кружева сплетены из бумаги шириной 1,5 мм с применением пинцета, казалось что он стал частью руки ))). Плотная основа плафона в технике папье-маше, прогрунтована в 2 слоя, покрыта краской и лаком.

Каждый лепесток абажура склеивала по нарисованному шаблону, зафиксированному на небольшой вазе, вполне подходящей по форме для реализации задуманной идеи. С этой же "помощницей" получали лепестки из папье-маше.

Так получались вот такие заготовки, выпуклой формы. На фото незаконченный вариант, процесс сборки.

Функциональная основа лампы была так же задекорирована бумагой для пастели, затем окрашена в коричневый цвет. По ножке пустила кружевную спираль. Главное, лампу можно использовать совершенно без боязни возгорания - светодиодная лампа практически не нагревается. Перед началом работы специально проводила эксперимент )))

И вот такая лампа получилась)

Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Самый старый предмет вологодской работы сохранился в виде куска от подзора с прошвой парной техники и сцепным краем. Все особенности построения узора и самого плетения указывают на XVIII век.
Почти столь же ранним является кружевной край, в котором зубцы имеют вид свисающего цветка и обведены снизу вилюшкой. В некоторых промежутках намечается появление решетки. Прошва подзора также не имеет решетки. Ее заменяют плетешковые звездочки. Растительные фигуры узора извиваются мягко, образуя закругленные петли. Для вологодского сцепного кружева конца XVIII и начала XIX века типична такая густота рисунка. Подлинным отличием вологодских сцепных зубцов является обводка снизу. Она может быть не только плоской, а имеет разные формы, но обязательность обводки отличает вологодское сцепное кружево во все времена, пока устойчиво сохраняются местные особенности.

К середине XIX века относится прекрасное сцепное кружево с решетками из шелка нежных тонов и металлической пряденой нити. Его происхождение не совсем ясно, но безусловно связано с городской культурой. Скорее всего оно плелось в Вологде, ибо зачастую сопровождает вологодские строчевые подзоры. Особенно хороши крупные вещи этого типа, и все же наличие цветных решеток делает его для Вологодской губернии исключительным.
Парное кружево больше подвергалось износу, поскольку оно связано с носильными вещами. Может быть, и поэтому старинных узоров этого рода, происходящих из города, не сохранилось.
Начиная с 1820-х годов плетение распространяется все шире, оно охватывает Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский уезды. Многие узоры в деревнях бывшего Кадниковского уезда сильно напоминают характер тонкого кружева со сканью, образующий силуэт мотива.

Территории уездов Вологодской губернии весьма обширны, в них образовались своего рода микрорайоны с излюбленными узорами и привычными изделиями. В Вологодском уезде на севере имелось парное и сцепное кружево, несложное, с использованием не более 30 пар коклюшек. Главным образом здесь плели косынки. В Пустораменской области предпочитали узкое парное кружево. В изделиях села Янгосори Пропадинской области узоры более сложные: «двойные колеса» требовали уже около 40 пар коклюшек. В устье реки Кубены предпочитали плести вставки. На Кубенском озере, в селе Кубенском и Новленском и в окрестных деревнях преобладала сцепная техника. Изготовляли целые вещи: предметы одежды, покрывала, накидки, дорожки.

В геометрическом вологодском орнаменте XIX века преобладало плетение сеткой, облегчавшее плотный рисунок. Непосредственное воздействие на большинство рисунков многопарного кружева скорее всего оказало крестьянское ткачество. В нем были разработаны и комбинации различных элементов узора, и композиции в целом задолго до того, как плетение кружев широко проникло в сельские местности. В деревне Чирково, напротив Усть-Кубенского занимались строчевыми работами. В них видно воздействие кружевных геометрических узоров. Редкое явление, но оно объяснимо: вышивальщица жила среди кружевниц.
В самом конце XIX века многие рисунки русского кружева стали перемещаться из одной области в другую, в зависимости от спроса. К такому занесенному рисунку относится красивое кружево, состоящее из колец с накладными венками из насновок и розетками внутри колец. Его плели в Орловской губернии. В это же время традиционное белое вологодское кружево все чаще оживляется цветной сканью, а в отдельных случаях исполняется целиком. Воздействие вологодских художественных традиций несомненно. Оно явно сказалось в искусстве кирилловских, захожских и костромских мастериц русского кружевоплетения.

Данный вид промысла не может оставить равнодушным, и о нем уже не раз рассказывалось в рамках данного конкурса.
Хочу пожелать всем участникам удачи, а жюри терпения в их нелегком деле!
Спасибо, что зашли в гости
Ссылки на источники:
Вот это да!... Под занавес такая красота! Прием работ закончился, а работы сыпятся одна лучше другой!!! Светочка! Примите и мои восхищения вашей работой! Это что-то нереально-потрясающее! Браво миллион раз!!! Желаю только победы в конкурсе!!!
Спасибо за теплые слова! собиралась раньше выложить, но все не выходило, успела за 10 минут до 24.00)))
Я глазам своим не поверила И ЭТО БУМАГА? БРАВО МАСТЕРУ!
На мой взгляд это самая лучшая работа в разделе Вологодское кружево.
Примите мое ВОСХИЩЕНИЕ
Спасибо
Кружево вышло действительно тонкое и воздушное, поэтому пришлось делать дополнительно плотную основу, чтоб лампа оставалась лампой)))
Чудо-чудное! В полном потрясении! Изумительно красиво!
Благодарю, рада, что работа понравилась
В последние минутки и вновь красота!
Великолепная работа!
Спасибо большое!
Очень красиво!
Спасибо за комментарий! Приятно слышать)
Волшебно!
Спасибо, много времени ушло на волшебство
Удивительное кружево из бумаги!!!! обалденно!!!!
Спасибо, Светлана! Удачи Вам в конкурсе, у Вас замечательная работа!
У меня нет слов, сплошной восторг!!! Браво, Светлана!!! Желаю Вам только победы!!!
Наталья, спасибо! я старалась
И Вам удачи в конкурсе!
Красотища!!!
Спасибо!!!