Поделиться:
- Кто такой Сталин?
- Наверно писатель.
- А Гитлер?
- Это французский генерал. Мы на него напали.
( из интервью детей по телевизору, ко Дню Победы)
- " Было что-то "-
Мальчишка сказал.-
" Про это Пушкин даже писал.
Гитлер был французом
И чинил мосты;
Сталин был писателем,
Не сочинял стихи".
Было что-то...
Большое, ужасное,
Горькое, яростно-огнеопасное...
Был героизм.
И предательство - было.
Были в руках пулемет или шило.
Каждый, кто был там:
Он умер, иль выжил,
Вел батальон, или кашу варил.
Был все равно он героем.
Но выжег
Этот мальчишка незнаньем их жизнь...
Василина Степанова, 13 лет.
Праздники в нашей стране, как и всё остальное, приходят неожиданно. Вот и Мама Никиты пришла растерянная: необходимо всем, у кого есть дети, сделать 2-3 фрагмента знамени, которое будет вручаться ветеранам. Срок – неделя.
Я-то планировала начать работу чуть попозже. Но пришлось срочно перестраиваться.
1. Вначале попыталась узнать, что мальчик знает о войне. Почему люди воюют?
Нашли на глобусе нашу страну и сравнили с Германией. Разница в размерах поразила ребенка.
Нашли несколько причин – большие территории, которые хотели приобрести немцы. Наши природные богатства. Люди, которых угоняли работать в Германию.
Полистали старые журналы.
Рассмотрели фотографии, рисунки того периода.
Никита все время переспрашивал – а они (фотографии) настояшие?
Самый важный для меня этап – выбор темы. В Интернете нашла фронтовые письма и всего одно письмо мальчика на фронт.
Оказывается, военные письма непохожи на то, которое они писали мне. Внимательно рассматриваем и пытаемся научиться складывать такие письма-треугольники.
По форме получились похожие, а вот по цвету!
Выясняем, почему они желтые и в темных пятнах; некоторые даже частично повреждены.
Далее очень интересная работа – начинаем "старить" бумагу.
Показалось маловато. Добавили цикорий.
Положили бумагу сохнуть.
Тема достаточно сложная для этого возраста. Поэтому нужна эмоциональная разрядка. Процесс "состаривания" бумаги идеально подошел.
На следующем занятии продолжаем читать письма с фронта домой.
Выписываем номера реальных полевых почт, военных госпиталей.
Складываем нашу «состарившуюся" бумагу треугольниками.
Рисуем красные звезды.
И подписываем.
Это "письмо на фронт".
На следующий день на почте поставили сургучные печати. (На почте сказали, что в то время печати на письма не ставили. Но уж очень захотелось).
Это – "с фронта".
Госпиталь 2591. Палата 4. Папе Саше.
Вот и наступил кульминационный момент. Никита должен представить, что бы он написал папе на фронт. Первые слова: «Пусть бьет фашистов».
Снова возвращаемся к письмам бойцов и внимательно читаем, что спрашивает папа у своих сыновей, что советует делать?
Никита начинает письмо. Он очень старается.
Ему еще не приходилось писать самому такое длинное письмо.
Видно, как старается мальчик, как он вжился в свой образ.
Письмо написано.
Младший братик болеет, поэтому он дома просто обводит свою ладошку, чтобы показать «папе», как он вырос и мастерит из бумаги самолетик, чтобы тот передал привет на фронт.
Все готово, составляем фрагмент знамени.
Начало можно посмотреть здесь. https://podjem-tal.ru/node/66995 9 мая. Памяти павших будьте достойны
Для достоверности обрываем края.
Письма наклеены. На случай дождя покрыли письма клеем ПВА. Еще непросохшее от клея сфотографировали. Поделку нужно отнести в школу, там из разных кусочков составят целое знамя.
Надеюсь, что это занятие запомнится надолго.
По вашим просьбам, показываю, как сложить письмо "треугольником".
Берем обычный, прямоугольный лист (из тетради) и делаем заготовку квадрата.
Снова разворачиваем.
Прячем полоску внутрь. "Треугольник " готов.
Второй фрагмент знамени готов. Норму выполнили. Маму ругать не будут.
Это для взрослых.
Мальчики об этом и не догадываются. И слава Богу!
Это авторская идея и разработка.
Я потрясена! Татьяна Михайловна , СПАСИБО!
Надеюсь, что кому-нибудь пригодится.
Иногда оганизаторы ставят в такие жесткие временные рамки, что некоторые мамы сами за ночь за детей все делают.
Потрясло до глубины души! Спасибо Вам большое.
И Вам спасибо, что тема затронула за живое!
Спасибо!
Наталия, рада, что работа вызвала такие эмоции!.
А из чего вы роствор в который листик опускали делали?
А вот как написано, так и делали. Все на глаз, без пропорций. Это же дети!
Ниже в комментариях тоже есть пояснение.
Поменьше бы таких "организаторов" и побольше таких замечательных, вдумчивых мам.Материал - глубокий и нужный.Большое Вам спасибо!
Спасибо вам огромное за этот репортаж. Сижу реву Всегда с самого детства эта тема меня очень трогала....она как открытая рана, хотя прошло столько лет. Когда была маленькая (в школе) на 9мая всегда участвовала в концертах для ветеранов...всегда щемило сердце глядя в их лица....а еще они как правило плакали.........но я ведь не могла плакать при одноклассниках,и приходилось держаться. Наверное из-за этого не могу смотреть фильмы про войну или читать про нее.......просто боюсь не удержаться и реветь непереставая,особенно сейчас ,когда я сама стала мамой, я наиболее остро начала чувствовать боль других.
Почти не смотрю новости! Чудовищные катастрофы,теракты просто убивают меня и выбивают из колеи надолго((( Никогда не забуду Беслан..........
Просто хочу пожелать Вам и вашим близким, и всем нашим ДЕТЯМ - МИРА! Еще раз спасибо!
Я сама плакала, когда рассказывала о войне. Это незаживающая рана. И важно, чтобы молодое поколение знала свою историю, а главное - прочувствовало. А мы иногда красивыми открытками ограничиваемся. Нет, они безусловно нужны, но не менее важно, какие чувства мы пробудили в детских сердцах.
Вначале я сомневалась - выставлять или нет. Думала выставлю в канун праздника. А сейчас уверена - правильно, что выставила заранее. Кому-то пригодится, кто-то сможет повторить мой опыт.
Урок ведь возник спонтанно - три ночи все искала, чем бы увлечь мальчишек, столь далеких от ужасов войны!
Спасибо Вам за трогательные слова.
Спасибо большое, Татьяна Михайловна!
Оксана, рада, что заглядываете ко мне, рада, что понравилось. Полинка, тоже может поучаствовать. Интересно было бы сравнить работы девочек и мальчиков. Что написала бы девочка папе на фронт, а может в госпиталь?
Главное, чтобы письма дошли до адресата, т.е. нашли какое-то продолжение. У нас это знамя ветеранам, у кого-то письмо своему прадедушке.
Какая же Вы- умница!! Благодаря таким замечательным мамам, как Вы, и вырастают достойные люди!
Ирэна, спасибо! Только я им чужая тетя!
Я просто с ними занимаюсь.
Перечитала и поняла! Но Ваших-то заслуг этот факт всё равно не умаляет!
Спасибо огромное! Очень нужный материал! С вашего позволения воспользуюсь им.
Благодарю. Конечно, воспользуйтесь.
Ох, вот это МК! Тема очень тронула! Нужная тема! Спасибо! И.
Эмелина, рада старым знакомым, рада, что понравился МК. Для Вас и стараюсь.
Что-то не видно, верно совсем нет времени. А я новую сказку начала для детей.
Большое спасибо за материал! Обязательно сделаем с сыном... Ревела целый час, очень трогает...
Детям очень нужны и наши слезы, и эмоции, и слова. Пусть это останеся в том далеком 41-45. И никогда не коснется нас и наших детей.
Спасибо! Очень трогательно...
Плачу...
Очень тронута, вдвойне тронута, что Вы так молоды.
Спасибо огромное! Перечитывала письмо Никиты несколько раз... Так трогательно! А какой воспитательный эффект должен получиться! Даже сердце щемит...
ЛиЛеКа, если честно, вот воспитательного эффекта, в массовом масштабе, я и боюсь больше всего.
Представьте, все классы одной школы напишут письма. Это уже будет совсем-совсем не то. .
Еще хуже, когда организаторы города или района дадут подобное задание, и выполнять скорее всего будут взрослые, чтобы получить какое-то место. Ведь у нас все мероприятия должны быть оценены.
А если два года подряд?!!! Мне даже представить страшно. Всех пользователей это письмо тронуло, а многие и плакали, только потому, что оно одно!
Подготовка заняла для меня достаточно много времени, хватит ли его, чтобы приготовить фронтовые письма для класса?
Надеюсь, на лучший вариант.
А я совсем не о масштабном воспитательном эффекте говорила, а о мальчике Никите, который смотрел картинки, писал письмо и представлял, что он пишет его своему папе на фронт.... Вот он обязательно запомнит и это письмо, и все, что с ним связано! Ведь для того, чтобы такие письма написали все, нужно, чтобы с КАЖДЫМ ребенком был заинтересованный взрослый, думающий о том, КАК донести ребенку про нашу войну, которая была так давно... То есть, сделать то, что сделали Вы... Такое вряд ли возможно, но нас Вы затронули, кто-то возьмет идею, что-то добавит свое... Вот и спасибо Вам за это!
— ЛиЛеКа, спасибо и Вам, я согласна с Вами на 100%. Я Вас правильно поняла, просто высказала свои мысли в виде опасаний. Ведь и это задание, по словам мамы, делали многие родители за детей - рассказывали о дедущке и его заслугах, даже рисовали.. Кто-то не умеет, кто-то не знает, у кого-то нет под рукой материала: мамы ведь не педагоги и не собирают всё в копилочку, вдруг пригодится. А обязали-то ВСЕХ. Вот об этом я и писала.
А я всем благодарна, кто переживал вместе со мной за Никиту. У них в семье не сохранилось никакой памяти о военных годах, и мальчишки о ней почти ничего не знали, кроме общих фраз.
Татьяна Михайловна, Вы такая умница! Ваш мастер-класс потряс до глубины души! Спасибо Вам!
Елена! Спасибо за душевные слова, очень приятно!
Огромное спасибо за Ваш репортаж!!! ...искала идею плаката к Дню Победы, а тут прочла Ваши слова, что порой мы "красивыми открытками ограничиваемся"...задумалась... а ведь это, действительно, так... а будить-то надо душу ребенка, так далеко от них война (и это счастье!), поэтому так трудно им прочувствовать её...
Благодарна Вам за понимание!
Уважаемая Татьяна Михайловна! Ваша работа вызывает такие сильные чувства. Она делает этот важный праздник личностным. Каждый начинает вспоминать свои собственные ощущения. Моя бабушка тоже хранила фронтовые треугольнички. Сколько их было! Дедушка ушёл на фронт в 1940, когда только родилась моя мама, а вернулся в 1946. Прошёл всю войну, освобождал блокадный Ленинград, дошёл до Берлина. Потом всю жизнь работал директором школы. Столько личных щемящих воспоминаний детства...
Спасибо, что нашли способ донести информацию до детей на эмоциональном уровне! Я не удержалась и поставила именно эту работу на главную страницу, как иллюстрацию к подборке работ наших Мастеров ко Дню победы.
Уважаемая Татьяна Николаевна! Я пронута такой высокой оценкой нашей работы.
Столько теплых, проникновенных писем я получила, столько людей написали, что плакали, читая это письмо городского мальчишки, далекого от ужасов той страшной войны.
Пусть будут только такие слезы, и никогда в наши дома не постучится война!
С праздником Великой Победы!
Вы знаете, такие вещи нельзя читать на работе.... Я откровенно плакала.... Очень трогательно, а Мальчик ОГРОМНЫЙ УМНИЧКА (и Вы тоже), за то, что ЭТО у нас в крови и дай Бог этого никогда не забыть ни нам, ни нашим детям, никому.
Спасибо за теплые слова, Вы плачете и я вместе с Вами.
Я потресена Вашей работой, настолько трогательно, что ком в горле!!! Вы проделали колоссальную работу, спасибо Вам огромное!!!!!!
Екатерина, , пусть наши дети и внуки пишут только такие письма на войну!
Впечатлена проведённой Вами работой!
Работа потрясающая! И, особенно, она трогает тем, что Вы сделали это от души, а не для "галочки". И дети не заглядывали Вам через плечо, когда Вы спешили "со срочным заказом" организаторов, а приняли самое активное участие в работе, прочувствовали саму важность момента! И именно это они запомнят и, возможно, пронесут через всю жизнь!
БРАВО!
Мы с детьми тоже подготовили к празднику много интересного, но не пошли на поводу у "организаторов", а просто воплотили в жизнь свои идеи (с большой помощью Страны Мастеров). Выложу обязательно. Заходите, буду рада.
Маргарита, к сожалению, работодатели спускают указание: всем, у кого есть дети сделать 2-3 фрагмента знамени. И все. Вопрос даже не обсуждается. Мамы отказаться не могут - все держатся за свои места.
Моя задача была сложной - сделать поделку всесте с ребенком так, чтобы он не понял, что взрослые тети и дяди играют в свои взрослые игры. Ребенок не спешил - все шло четко по нашему внутреннему плану.
Кстати, работа заняла первое место и я очень об этом сожалею. Начинают оценивать вложенные чувства, берут интервью. Что в этом случае должен отвечать ребенок? Что он такой молодец, что он сам придумал? А война и солдаты ушли куда-то на третий план.
Мне это очень не нравится.
За 1 место - мои самые искренние поздравления!
А интервью... пусть останется на их совести. Неужели не видно, что в работе оставлена частичка души.
А это наша частичка участия в подготовке ко Дню Победы
https://podjem-tal.ru/node/72760
Маргарита, спасибо за приглашение! Молодцы, я думаю, что у Всех подступал комок к горлу, рассматривая Вашу экспозицию.
Cпасибо ВАМ за потрясающий мастер-класс!!! За Патриотизм и приобщение малышей к нашей истории!!! За состаривание "письма" - огромное спасибо, возьму на вооружение!!!
Буду рада..
Этот малыш будет знать и помнить о войне.
Большое спасибо за Мастер Класс.Здорово
Татьяна Михайловна, большое Вам спасибо! Моей дочке-первокласснице в школе уже пригодилось. Мы с нею вместе сделали альбом, и его в числе лучших вывесили на стенде.
Я рада, что Вы вместе дочкой использовали этот материал. А альбом вам отдали? или в школе остался? У нас писем нет, их забрали вроде в музей. А второй раз не будешь писать.
Только в компьютере, но все равно память. Сегодня по ЕМ показали, в какой-то деревне нашли на чердаке письма и отдали родным Очень трогательно, до слез.
Обещают к "Дневнику роста" ребенка подшить. То есть в конечном счете работа к нам вернется. Через годик.
Екатерина, спасибо большое. Посмотрела с удовольствием. Работа замечательная, только очень мелко - не разобрать.
А бумагу старить понравилось? Никита в начале с опаской ставил пятна - неужели можно. Но потом процесс захватил. Поэтому письмо писали в другой день..
А кусочек вставьте сюда, пожалуйста, в комментарий. Всем будет интересно!
Бумагу старить понравилось очень, особенно дочке!
Этап с чаем мы пропустили. Развели цикорий горячей водой. Дочка макала в него широкую кисть и ею смачивала лист, не оставляя сухих мест. Затем в некоторых местах мы подсыпали порошок цикория и размазали порошок по листу, чтобы получились на светло-коричневом фоне пятна потемнее. Затем мокрый лист я проглаживала утюгом (поместив его между сухими листами бумаги). Один из сухих листов перед глажкой утюгом был намеренно чуть испачкан капиллярной ручкой (ее чернила хорошо от воды расплываются). Во время сушки основной лист от этих чернил окрасился. Получились будто бы чернильные пятна на письме.
Альбом можно тут посмотреть: http://katto4ka.livejournal.com/176539.html Если кликнуть по мелкой картинке, увидите и более крупную.
Я в восторге!!!! Вы замечательная МАМА!!! Очень понравилась идея!!!
из чего состоит раствор состаривания бумаги???
и как и из чего делать эти коричневые штампики???????
Рецепт состаривания можно найти в Интернете. Но в нашем случае мы пользовались самым примитивным способом: в горячую воду добавили кофе, чай. Посмотри внимательно на снимки - там Никита досыпает кофе, так ему не понравился оттенок. Кофе - самое дешевое или просроченное.
А штампики у нас натуральные - мы ходили на почту. Но их можно сделать и самостоятельно из картофеля, пористой резины. Способов много. Вот только сургуч - натуральный. У меня есть запасы - отодрала от старых посылок.
Очень красиво. Данила
Как же вы попали на эту страничку зимой?!
А Никита очень старался.
Листал страницы и наткнулся на вашу работу. Очень интересно. Данила
Здравствуйте, прошлогодняя тема очень тронула, не обошлось без комка в горле и заплывших слезами глаз... Не поделитесь "рецептом" состаривания бумаги? И как скалдывать треугольнички? Хочу своим дошколятам в ИЗО-студии рассказать о войне и сделать с ними открытки-обращение к их родителям... Заранее благодарю!
Вера, как складывать "треугольник" - добавила. А старили мы так, как показано. Сыпали кофе в теплую воду, цикорий. Треугольник спустя год сделала из той "состаренной" бумаги. Способов старения бумаги в Интернете много. Но цель у нас была сделать просто и с удовольствием. Да и МК все-таки для детей.
Ой, какие же вы умнички! Я просто потрясена проделанной вами работой! Обязательно займемся с дочкой написанием писем на фронт. Спасибо огромное за МК )
Татьяна Михайловна, спасибо за вашу работу! Где-то в горле слёзы, в сердце какая-то не то тревога, не то гордость... День победы такие вот противоречивые чувства вызывает - радость со слезами на глазах. В школе ребёнку задали к ЗАВТРАШНЕМУ дню сделать поделку или рисунок. А я планировала уделить этой работе выходные, так чтобы поговорить о его прадедах, о войне. Но придётся убыстрять темп и максимально упрощать задумки.
Шли сегодня из школы, разговорились о завтрашних поделках, о войне. Спрашиваю у ребят (одноклассников сына) - Кто же победил в этой войне? Ответы: Наши, Россия (ну хоть не американцы и человек-Паук). Мой ответил: Советский Союз. Вот пока шли из школы рассказала ребятам разницу между Россией и СССР. Что победила наша страна именно потому, что рядом с русским, плечом к плечу воевал грузин, украинец, белорус, чеченец, таджик... И все эти люди были советскими, и страна у них была одна. И что вместе с мужчинами воевали женщины, молодые девушки. Оказалось, что для детей это стало откровением, что девушки не только были медсёстрами, но и лётчицами, связистами, разведчицами. И просто потряс их тот факт, что их ровесники тоже воевали - мальчишки 7-8 лет убегали на фронт, становились сынами полка, ходили в разведку, работали в тылу на заводах, стоя на табуретке у станка (делали снаряды). Слушали как ни странно внимательно. Когда подходили к дому, ребята шли молча, в своих мыслях.
Мы, к сожалению, мало говорим своим детям о войне.
Ещё раз спасибо за фоторепортаж. И отдельно - за ваши комменты.
Я вот об этом же! Почему нужно всегда делать в спешке? У нас это какая-то болезнь. Я в одной из работ об этом указываю.
Спасибо Вам. Чем больше мы будем об этом говорить, тем лучше наши дети будут знать свою историю. А внимательно слушают дети любого возраста. Я вот иногда затрагиваю эту тему и с подростками - интерес огромный.
Загляните и сюда: 9 мая. Памяти павших будьте достойны
Я тут с толкнулась с полным незнанием нашими детьми истории своей страны. С восьмиклассником (славным мальчиком) зашел разговор о славянах, язычестве. Смотрю - в глазах ноль информации. Ответ его меня ошеломил: "А мы историю с Ивана Грозного начали учить"?!!!!
И греков, и римлян, и американцев историю учили, а нашу-то почему с Ивана Грозного? Я не поверила, а его мама подтвердила.
Татьяна Михайловна, спасибо за вдохновение и идеи. Вот, как мы с сыном работали и что у нас получилось в итоге https://podjem-tal.ru/node/189120
Заглянула, порадовалась. Жду продолжения (как прошло мероприятие)
Татьяна Михайловна, читала Ваши письма вчера поздно ночью. Я обревелась, так они тронули душу. В нашей семье есть своя история о войне. Муж моей мамы погиб на этой войне. Умер от ран в госпитале 8 мая 1945 года в Калинигграде. Мама очень хотела съездить на могилку, но так и не сложилось. Замуж она больше так и не вышла. Мама родила меня в Украине спустя 12 лет после войны и уехала жить в Россию. Вот и мое рождение, хоть и косвено, но связано с войной вернее с ее последствиями. Какие длинные руки у войны.................
Ольга Владимировна, к сожалению, наши внуки совсем не знают историю. Ни древнюю, ни относительно близкую. Как-то им преподают непонятно. Начинаешь рассказывать, даже старшеклассники слушают с интересом, задают много вопросов. А вот к "школьной" истории остаются равнодушными.
Татьяна Михайловна!
Потрясена до глубины души! Готовим работу на областной конкурс. Со всем определились, продумываем мелочи. Решила заглянуть какие мысли и идеи есть у наших мастеров в СМ. И нашла Ваш блог! Наша работа тоже базируется на фронтовых письмах, поэтому тема нам близкая.
Читаю, а слезы сами из глаз катятся. Все настолько эмоционально, трогательно... Слов просто не подобрать. Но я, думаю, что и без слов все понятно...
Такие работы нужны и важны! И прежде всего нашим детям, да и нам самим. Ища материал, узнала много нового. А каждое следующее поколение все дальше и дальше от такого важного события как ПОБЕДА 1945 года. Поэтому нельзя допустить, чтобы важность и значимость Победы постепенно снизошли на нет и стерлись из памяти навсегда...
Добрый день! Сделала повтор записи ко Дню Победы, зашла на страничку и увидела. что не ответила на ваш комментарии! Извините. Просто по обстоятельствам почти 8 лет не была в СМ.
Да ветераны уходят, альбомы прячутся подальше. Нам все некогда, спешим, не успеваем. Не потерять бы главного!
Потрясена таким постом. Если бы все родители с детства учили и так работали с детьми, то никогда у нас не подняли бы голову фашисты.....спасибо большое!!
Бесподобная идея!!!! Правильная и очень нужная! Спасибо вам!!! У меня один есть вопрос: что дальше с этими письмами, куда вы их ?
В школе было задание, сделать кусочек знамени. Потом знамя поместили в музей. Но мальчишки позднее нашли письмо своего дедушки и написали ему. Оно у них в альбоме хранится. Начало можно посмотреть здесь.
9 мая. Памяти павших будьте достойны