Поделиться:
Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом, он был основан в 1969 году, и принял своих первых посетителей только в сентябре 1980 года.
Мы с дочерью посетили его в рабочий день, народу было немного. Утро было пасмурным, но затем погода разыгралась, и весь день был солнечным. Практически во все домики можно заглянуть и приобщиться к бытности, так сказать.
Церковь Преображения. Северное Прикамье. Дата постройки: 1702 г. Перевезена из села Янидор Чердынского района Пермской области. "Ени-дор" по коми-пермяцки означает "божий дар", "божье место". По типу принадлежит к клетским храмам: то есть в основе конструкции лежит клеть (простой четырёхугольный сруб). Три части церкви трапезная, храмовая, и алтарная располагаются на одной оси (так называемая постройка "кораблём". Вся постройка поднята на высокий подклет. Уникально завершение храмовой части церкви: на высокую клинчатую кровлю поставлены крещатая бочка с главкой. Завершение клинчатой кровли крещатой бочкой единственное в своём роде украшение на сохранившихся постройках русской архитектуры. Интересен интерьер церкви. Богато украшенный портал ведёт из трапезной в храмовую часть. Сохранились пристенные скамьи с резьбой.
Крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья. В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги.
Поднимаемся выше. Виды с музейного холма открываются просто потрясающие!
Уральские горы...
Поближе.
Красота неописуемая!
Поле широкое, небо голубое...
Старички – хранители старины глубокой.
Колокольня. Южное прикамье. Дата постройки: 1781 г. Перевезена из села Сыра Суксунского района Пермской области. Построена одновременно с деревянной Свято-Троицкой церковью (не сохранилась). В ансамбль входила также построенная в 1911 г. каменная церковь. Колокольня представляет собой восьмерик от земли, рубленный способом "в лапу". Восьмерик основания перерастает в площадку звона с большими пролётами арками, обрамлёнными резными полицами. Венчает постройку большой островерхий шатёр. Приём этот в русском деревянном культовом зодчестве известен ещё с 14 -15 вв. Барабан и луковичная главка шатра крыты деревянной черепицей осиновым лемехом. Общая высота 30 метров.
Богородицкая церковь. Южное прикамье. Дата постройки: 1694 г. Перевезена из села Тохтарево Суксунского района Пермской области.
Принадлежит к древнейшему типу клетских храмов на высоком подклете. Построена "кораблём": на одной оси находятся притвор, трапезная, храмовая и алтарная часть. Церковь состоит как бы из 2-х этажей. Нижний подклет - предназначался для хранения церковного имущества. На втором этаже проходила служба.
Элементами, украшающими церковь, являются причелины и полотенца на крыше, а также узорная епанча, обрамляющая главки церкви снизу. Особую живописность постройке придаёт крыльцо, поставленное на отдельный сруб.
Интерьер церкви не сохранился, за исключением подлинного алтарного потолка и арочной двери, ведущей в храмовую часть.
Богородицкая церковь самая старшая постройка в музее, она была рублена ещё при Петре 1. Существует легенда о постройке церкви: её поставили в том месте, куда по реке приплыла икона Богородицы.
Моя дочь Юлия.
Цветочки полевые.
Идём дальше.
Изба усадьба Игошева д. Грибаны Уинского района вторая половина 19 века. Жилые здания построены с учётом всех поверий и примет, и при этом в каждой избе есть красный угол. Крестьяне отмечали и церковные праздники (Благовещение, Рождество, Пасху), и посты соблюдали, и в то же время со всей широтой русской души гуляли на языческой Масленице.
Повсюду растёт люпин.
Дедок с монетками в трещинках, ну и мы не прошли мимо, и тоже воткнули денежку.
Сельское пожарное депо. Дата постройки: первая треть 20 века. Перевезено из с. Скобелевка Пермского района Пермской области.
К основной части пожарки примыкают служебные помещения: конюшни, комната для дежурных. Над двухскатной тесовой кровлей стропильной конструкции возвышается наблюдательная вышка с пожарным колоколом.
Высота постройки 13 м.
В восстановленном интерьере представлен типичный для конца 19 - начала 20 вв. пожарный обоз: телеги и сани с установленными на них ручными насосами (фирмы "Сонин Пермь"), двуколки с бочками для воды. Показаны также другие средства пожаротушения: багры, ломы, топоры, вёдра, лестница. На стенах развешена конская упряжь.
Крестьянство несло от пожаров большие убытки, и борьба с ними была насущной необходимостью. В 1906 г. такая сельская пожарная дружина была организована в селе Скобелевка, она состояла из 23 человек.
От пожарного депо тропка ведёт вниз, мы и сами не заметили, как оказались в тайге.
Охотник.
Охотничий ночлег с навесом.
Охотничий лабаз для пушнины на ножке - защита от зверей. Похож на избушку на курьей ножке.
Туристы из Ирака.
Охотничья избушка.
Рассолоподъёмная башня.
Пермскую соль добывали в колодцах и скважинах, и технология выкачивания рассола не отличалась от выкачивания нефти.
История солеварения в Прикамье насчитывает свыше пяти веков. Первый промысел был основан ещё в начале 15-го века, а с 16-го века пермская соль, или "пермянка" становится известной во многих районах Русского государства. Основными районами солеварения в Прикамье были Соликамск, Пыскор, Дедюхин, Пенза, Усолье.
Соляная варница, Усть - Боровской солеварный завод, г. Соликамск 80-е годы 19-го века. Предназначалась для выпаривания соляного рассола. Варница представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырёхскатной крышей с деревянной вытяжной трубой.
Внутри варницы устраивалась печь, над которой подвешивали металлическую сковороду /чрен, цирен/ площадью более 100 кв.м. Для сушки вываренной соли над циреном устроены полати. Это была адская работа - температура в варницах достигала 80 градусов, при 100%-й влажности.
Топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров.
Соляной ларь (Усть - Боровской солеваренный завод ( г. Соликамск) 1880-е годы), то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок.
Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева.
Соляные амбары были гигантского размера - 50х25х15 метров. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице. Соленос - работа адская: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков.
Соль от пота оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой. Отсюда и шутка "пермяк - солёные уши"
Это я коренная пермячка – солёны уши.
Хохловка удивляет не только памятниками деревянной архитектуры. Главный секрет - в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на живописный пейзаж редкой красоты. Просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива, еловый лес чередуется с березовыми рощицами.
Ветряная мельница, д. Шихири Очёрского района середина 20 века.
Общественный зерновой амбар с. Хохловка 1906г.
Северные олени .
Манси (один из коренных народов, проживающих в Прикамье) занималась охотой на оленей, разводили их в качестве домашних животных, отдельные семьи вели кочевое оленеводство.
Я живу в Ханты - Мансийском округе, в нашей местности оленей вывели ещё лет 15 назад.
Северные олени постоянно не обитают на территории Пермского края, а лишь переодически заходят в северные районы региона - Красновишерский и Гайнский.
Среда обитания - полярные острова, тундра, равнинная и горная тайга.
Кормятся в зимнее время лишайниками (ягелем), ветками, почками деревьев и кустарников. Летом - листьями, побегами, ягодами и грибами.
К оленям у древних коми-пермяков всегда было особое отношение. Чаще всего их приносили в жертву. Мясо ели, считая его божественным, и сами приобщались к божеству. Был даже такой обычай: к жертвенному месту приводили двух оленей, но для убоя можно было брать только одного, а другого отпускали в лес, чтобы обеспечить единение со всем живым. Так что можно сказать, что олени на территории Пармы считались священными животными.
Усадьба русского крестьянина. Северное Прикамье. Дата постройки: начало 20 века, перевезена из д. Большая Гадья Чердынского района Пермской области. Представляет собой традиционное трёхкамерное жилище (изба-сени-изба). К избе примыкает крытый хозяйственный двор. В нижней части хозяйственного двора расположены хлева для скота, в верхней части сеновал (поветь). С улицы на сеновал ведёт тележный въезд. Обе половины избы жилые, с одинаковой планировкой, в каждой из них русская печь.
Особенностью интерьера является наличие домовой росписи в правой избе, характерной именно для этого региона Прикамья. С середины 19 века в домах состоятельных хозяев подобной росписью украшали самые видные места интерьера.
Ярмо, лыжи, капкан, сапоги.
Кухонная посуда.
В избе ¬ люлька или, как она тогда называлась, зыбка. Крепится на толстой ветке. Если семья молодая, ветку крепят гладкую, без сучков и шероховатостей. Считалось, что по такой ветке душа ребёнка беспрепятственно скатывается в люльку, и в семье рождается наследник. Если же детей в семье уже десять¬-двенадцать, ветку оставляли почти необработанной в надежде, что в зыбку больше никто не «скатится».
Усадьба крестьянина д. Дмитриево Юсьвинской волости Чердынского уезда Николая Михайловича Баяндина (1867-1961) построена в конце 19 века. Она состоит из двухэтажного дома рубленного в обло и крытого двора с хозяйственными постройками. В дальнейшем усадьба перешла по наследству к сыну Николая Михайловича - Василию Николаевичу Баяндину (1900-1980), а потом к его дочерям. В 2002- 2006 гг. усадьба была реконструирована в АЭМ "Хохловка".
На первом этаже дома были расположены тёплая изба с русской печью, клеть для хранения муки и зерна, торговая лавка. На втором этаже- два жилых помещения с "голландской" и русской печами и клеть. Во дворе размещались конюшня, хлев, сеновал стояли телега и сани. На огороде в отдельной избушке находилась синильная мастерская.
Помимо занятия земледелием, хозяин дома владел ремеслом синильщика и по заказу окрестных крестьян окрашивал (синил) домотканые холсты.
Ещё одним дополнительным источником дохода служила лавка. В ней можно было приобрести городскую мануфактуру (разнообразные ситцы и т.д.), сладости (леденцы, конфеты, пряники), инструменты и орудия труда (пилы, топоры, гвозди, серпы, косы), керосин, спички и прочее.
Хохловка чрезвычайно живописно поставлена на узком мысу между двух речек, превратившихся в заливы.
Фото на память.
Мы испытали ощущение покоя и умиротворённости. Время здесь как будто остановилось, и мы окунулись в чарующую атмосферу русской деревни конца 17 начала 20 веков. Тем, кто будет в гостях в Перми, да и не только, очень советую не пропустить.
Приветствую земляков! С удовольствием снова посмотрела на Хохловку. Мы несколько лет назад туда ездили, когда проходил международный фестиваль Камва.
А Вам, Марина, спасибо, что заглянули, рада была поделиться!
Интересный фоторепортаж!
Спасибо Ирина! Главный секрет в гармонии зодчества и природы.
Как интересно прогулялась с вами!.Несколько лет назад были в Верхней Синячихе под Алапаевском, там тоже музей под открытым небом!
Вам спасибо, Татьяна, что нашли время заглянуть ко мне и за похвалу!
Очень интересно, такой фоторепортаж богатый, как будто сама там побывала, столько информации интересной, а какое все старинное!!!Так и веет тишиной, спокойствием, умиротворением!!! Спасибо большое!!!
Спасибо Юлия за оценку! Кстати, о стоимости соли: в средние века цена соли была настолько высока, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы. Например, разные сборы уплачивались не только хлебом, яйцами, курами, поросятами, но также и солью. Её рассматривали как «белое золото» – стратегический запас страны.
Вот тебе и бела смерть!!!
В кинокомедии " Любовь и голуби" Людмила Гурченко говорила соль - яд, сахар - белый яд, хлеб вообще смертельный яд... Михайлов в ответ: я б , говорит, сейчас хлебушком отравился...
Как интересно! Спасибо, что поделились с нами уральскими красотами и историей!
Спасибо, Надежда, что посмотрела, оценила, рада тебя видеть!
Наташа, большое спасибо за фотоэкскурсию! Я с удовольствием походила с вами по музею!! Приобщилась к пермской культуре.
Спасибо, Лида!!! Я за всё благодарю талантливых мастериц СМ! Здесь такой кладезь идей!
Чудесная экскурсия!
Я очень рада, что была возможность побывать там и прикоснуться к истории нашего края. Сама пересматриваю с удовольствием! Хотелось бы съездить, и посмотреть другие удивительные места. Спасибо Татьяна, заходите в гости!
Спасибо, очень интересный фоторепортаж!
И, Вам, спасибо за комментарий!