Сообщить о нарушении

Сообщить о нарушении

Контрольный вопрос
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы избежать проверки.
Отмена
Бумажная радуга ремёсел
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 29
В избранных: 29
В избранных: 29
В избранных: 29

Поделиться:

Автор(ы) Постникова Светлана Владимировна
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение п. Львовский Подольского района Московской области
Материалы Бумага,картон

Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции. В ней чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Всё, что составляло деревенский быт.

* * *

Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...

Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства.

Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции. В ней чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Всё, что составляло деревенский быт. 

* * * 

Красно-алые бутоны
 В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
 Обрамляют розы омут. 

Есть на жостовском подносе
 И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий... 

Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства. 
 (фото 1)

Так начиналась работа над подносом. Для изготовления цветов я взяла неоднородно окрашенную бумагу Ханди пастельных тонов, белую бумагу для кристальных цветови зеленую бумагу Ханди для листьев.

Так начиналась работа над подносом. Для изготовления цветов я взяла неоднородно окрашенную бумагу Ханди пастельных тонов, белую бумагу для кристальных цветови зеленую бумагу Ханди для листьев. (фото 2)

Прожилки на листочках сделаны с помощью специального инструмента.

Прожилки на листочках сделаны с помощью специального инструмента. (фото 3)

Букет должен располагаться на подносе. Нашла вот такой шаблон. В фотоателье по моей просьбе изменили цвет шаблона на синий и распечатали в формате А3.

Букет должен располагаться на подносе. Нашла вот такой шаблон. В фотоателье по моей просьбе изменили цвет шаблона на синий и распечатали в формате А3. (фото 4)

На жостовских подносах почти всегда есть узорчатая кайма. Вот задача для человека не умеющео рисовать! Нашла вот такую схему самого простого узора. Нарисовала золотистым маркером.

На жостовских подносах почти всегда есть узорчатая кайма. Вот задача для человека не умеющео рисовать! Нашла вот такую схему самого простого узора. Нарисовала золотистым маркером. (фото 5)

Прежде чем рисовать узор-кайму,разложила элементы композиции,полюбовалась и убрала

Прежде чем рисовать узор-кайму,разложила элементы композиции,полюбовалась и убрала (фото 6)

Это уже готовая работа,все элемены приклеены на силикон и клей ПВА

Это уже готовая работа,все элемены приклеены на силикон и клей ПВА (фото 7)

Фрагмент подноса.

Фрагмент подноса. (фото 8)
 
 Жостовский поднос (фото 9)
 
 Жостовский поднос (фото 10)

Ко времени возникновения подмосковного промысла подносов в России уже существовало производство металлических  подносов. С XVIII века славились расписные лакированные подносы Нижнего Тагила, который удерживал славу ведущего промысла расписных подносов вплоть до 1870-1880-х годов, когда жостовские изделия стали серьезными конкурентами уральским. Зарождение самого жостовского промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскино. В 1825 художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.». Первое упоминание об изготовлении Вишняковыми расписных металлических подносов находим в материалах Петербургской выставки Российских мануфактурных изделий 1839 года. В перечне экспонатов, представленных Филиппом Вишняковым, наряду с изделиями из папье-маше перечислены и «выколоченные из жести картины, подносы, вазы, виноградницы, тарелочки... и т. п. - все под лаком с рисунками». Первые из дошедших до нас изделий жостовского промысла датируются 1870-ми годами. Это подносы, выполненные в мастерских О.Ф. Вишнякова, Е.Ф. Беляева и Е.Ф. Цыганова. В последней трети XIX века производство подносов в Жостове достигло расцвета. Немалый вклад в развитие промысла внес сын Ф. Вишнякова - Осип. Принадлежавшие ему в Жостове и соседней деревне Осташково мастерские выпускали большое количество изделий, отличавшихся высоким мастерством живописи. Наиболее художественными и дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки лошадей, крестьянские девушки у околицы, сцены чаепития. Аналогичные композиции исполнялись мастерами на лаковых шкатулках. На выставках подносы Вишняковых признавались лучшими по росписи, по качеству лака и полировки. Секрет успеха заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны. В жанровой и цветочной росписи мастера использовали те же приемы, что и в миниатюрной живописи на шкатулках. Оригинальным декоративным приемом в Жостове стал способ украшения подносов коптящим пламенем свечи, который имитировал окраску панциря черепахи и получил местное название «червячок».  Два таких подноса в 1880-е годы находились в употреблении в семье Льва Толстого, и сейчас их можно видеть в московской усадьбе-музее в Хамовниках. Есть  воспоминания жостовских живописцев XIX века об обучении молодых художников. «Сначала заставляли писать «горизонт» — соединение синего цвета с розовым, потом горки, долины, «земельку», затем легкие пейзажи, составленные из одного-двух домиков, потом разные московские виды».

 

ЖОСТОВСКАЯ МАНЕРА РОСПИСИ
 
Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является  букет, преимущественно на чёрном или красном фоне, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса. Чуть «утолённые» в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывают зрительной плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Лёгкое узорное кружево из разнообразной «травки» окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон подноса. Цветочный букет имеет несколько сложившихся типов композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Из реалистической живописи позаимствовано изображение «трепетной розы» и прозрачного колокольчика садового вьюнка
 
 
 
 
В сюжетных росписях подноса изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д. Одной из тем в подносной росписи, успешно заимствованной из творческого арсенала лукутинской  миниатюрной живописи на папье-маше, стало изображение пейзажных видов, летних и зимних троек. Эта тема закрепилась в 1850-1860 г. как общепринятый канон в сознании подносных мастеров.
Но основная особенность манеры жостовской росписи – это свет через цвет.  Здесь даже тени – прозрачны. Цель красок – достичь максимального свечения изображения, насытить все максимальной белизной,  светоносными струями.
 
 
 
По материалам сайтов:
 
P.S
Когда в нашей Стране Мастеров объявили конкурс ,я и не ожидала ,что открою для себя так много нового,по-новому взгляну на жостовскую роспись подносов. ,открою для себя НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.