Автор(ы) | Наталья Плиско |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | г.Воркута, Республика Коми |
Материалы | Офисная бумага, краска |
Всем привет!!! Ещё на курсах "Вокруг света" я узнала, что существует такая техника, как белорусская вытинанка. А так как мне интересно всё, что связано с Белоруссией, её историей и традициями, я решила поподробней узнать об этой технике, и не только узнать, но и попробовать)))))
И вот представляю на Ваш суд свою работу...
Строго не судите, я только учусь)))))
А так всё начиналось... Нашла в интернете понравившуюся картинку, но она оказалась очень маленькой, при увеличении все границы сливаются или, наоборот, начинают рябить... В общем, вырезать по такому шаблону было очень неудобно, поэтому резала почти что на глаз... До оригинала моей работе, конечно, как до Луны пешком, но я, честное слово, старалась)))))
А теперь о самой технике. Вытинанка - ажурный узор, вырезанный из белой, чёрной или цветной бумаги. Искусство вырезания всевозможных фигур и орнаментов зародилось в древнем Китае, где впервые была открыта технология изготовления бумаги. Открывателем бумаги считается китаец Цой Люнь, который в 105 году описал её производство. Здесь и зародились первые вырезки из бумаги, а потом распространились на всех континентах. Это искусство, которым на досуге занимались обычно крестьянки, передавалось в семье из поколения в поколение. Умение вырезать узоры из бумаги служили своеобразным экзаменом для девушки невесты. В конце XVIII века в Европе распространяется мода на вырезание силуэтов - одноцветных, плоскостных изображений человека или предметов, вырезанных по контуру из тонкой глянцевой бумаги чёрного цвета.
В Белоруссии вытинанка появилась в середине XIX века. В народном творчестве она приобрела все свойства традиционного изобразительного искусства: декоративность, символизм, утилитарность. Сегодня она вышла на профессиональный уровень и может впечатлять своими изобразительными качествами, игрой симметрии, глубокой содержательностью многоуровневым раскрытием смысла, звучанием визуальных пульсирующих ритмов, потоков и вихрей.
Происхождение белорусской вытинанки не совсем ещё ясно. Важной причиной распространения вытинанок явилась смена характера интерьера белорусского жилья. С переходом от «чёрной» (задымлённой) избы к «чистой», интерьер её заполняется художественными тканями, вышивкой, изделиями из дерева и т.п. Не последнюю роль в формировании внутреннего убранства жилища играли и вытинанки; они были тесно связаны с жизнью народа, его верованиями и представлениями, являлись наиболее доступной формой художественного творчества белорусов. Важно отметить, что в каждой местности складывались свои художественные особенности этого народного творчества.
Термин "вытинанки" употреблялся в основном в западной Белоруссии. В восточных и южных территориях бытовали названия "выразанкi", "выразкі", "выцінанка", "выбіванка"... Встречается термин и "выстрыганка". По установившемуся обычаю вытинанками украшали интерьер жилища каждый год перед народными праздниками. Вытинанки с геометрическим орнаментом использовались в качестве занавесок на окнах, салфеток на полках и столах, узорами из бумаги украшали не только избу, но и культовые постройки.
Для белорусских вытинанок характерны сдержанные, простые по композиции геометрические и растительные мотивы. Редко встречаются образы зверей и человека. Зато птицы - самые излюбленные мотивы для вытинанок. Это имело символический и особый магический смысл. В вытинанках наиболее часто встречаются изображения «дрэва жыцця» и петуха. Мотив «дрэва» олицетворял связь земли и неба. Образ птиц-души умерших. Однако теперь эти мотивы сохранились только как традиционные художественные формы.
Традиционные узоры вытинанок по композиции можно разделить на три основные группы:
1. Вытинанки с зеркальной осью симметрии. В них узор зеркально повторяется слева и справа относительно осей симметрии. Такая композиции диктует и характер узора, который имеет подчеркнутую вертикальность. Hа её основе строятся глубоко-традиционные мотивы в образе "дрэва жыцця".
2. Вытинанка с центральной осью симметрии, для которых характерно совмещение узора при повороте его вокруг центра. Условно эту группу называют "розетковой". Квадратный лист бумаги можно сложить в четыре, шесть, двенадцать раз таким образом, чтобы оси симметрии сходились в его центре. Сложив лист в виде вытянутого треугольника, вырезают по краям и линиям сгиба ножницами или ножом различные узоры. Если развернуть лист, то получится круг с ажурной композицией, где рисунок расходится от его центра. Таким способом вырезали цветы на стены избы, салфетки на мебель и полки, а сегодня - снежинки, которыми украшают окна под Новый год. Белорусские "розетковые" вытинанки похожи и на польские, и на украинские, и на литовские.
3. Ещё одну разновидность представляют вытинанки ленточного типа. Полоску бумаги можно сложить "гармошкой" и вырезать узор. Получится орнаментальная композиция с повторяющимся узором, имеющим вертикальную ось симметрии. Так вырезали "фіранкі", "падўзоры" для полок, "аздобы" на рамки. Иногда полоску бумаги складывали в ''гармошку" и вырезали простой узор, затем разворачивали и каждый участок заготовки складывали уже в разных направлениях для вырезания более мелких узоров, так получали ажурные "фіранкі".
В настоящее время художники выполняют вытинанки комбинированным способом, варьируя способы складывания и используя различные по цвету листы бумаги. Такие работы не наклеивают на белую стену избы, а используют как картинки - панно, которые оформляются в рамку под стекло.
В Белоруссии вытинаки пережили недолгий, но бурный расцвет. В конце XIX и особенно в первой половине XX столетия трудно было представить себе жилище белорусов без этих своеобразных украшений - кружевных картинок, удивляющих тонкой работой и бесконечной фантазией. Важный переломный момент для искусства ажурного вырезания из бумаги наступил в начале 80-х годов: наметились три направления в его развитии. Первое - творчество народных мастеров, работающих в традиционных центрах вырезания; второе - декоративная деятельность самодеятельных вырезальщиков, ориентированное на народное или профессиональное искусство; третье - творчество профессиональных художников в области художественного вырезания.
В последнее время накапливается опыт использования художественных принципов вытинанки в практике декоративного творчества. Прорезные орнаментально-тематические композиции из бумаги успешно используются в художественной промышленности, при оформлении полиграфической продукции: детских книг, журналов, буклетов. В Белоруссии в области вытинанки на сегодняшний день работают десятки мастеров. Их работы вместе с другими видами декоративно-прикладного искусства можно всё чаще увидеть на выставках. Мастера вырезания стали уделять большое внимание тематическим композициям - это декоративные панно, посвящённые народным праздникам, художественным ремёслам, архитектурным памятникам старины. А доступность материалов, лёгкость их использования, большие творческие возможности вытинанок - немаловажные условия для работы с детьми, которые охотно фантазируют с листочками бумаги и ножницами.
А здесь - https://podjem-tal.ru/node/422689, https://podjem-tal.ru/node/423416, https://podjem-tal.ru/node/423649, https://podjem-tal.ru/node/424633 - можно посмотреть очень подробный и интересный репортаж с одной из таких выставок, спасибо за это Харченко Елене!!! А я благодарю всех за внимание!!! Буду очень рада Вашей поддержке!!!
Источники информации: http://valoshka.ru/vyityinanka/vyitinanka-azhurnyiy-uzor-belorusskaya-vyitinanka, http://wycinanka-by.livejournal.com/3485.html.