Автор(ы) | Гусев Владислав, Куракова Виолетта, Стенина Анастасия, Дорогин Илья, Шипунов Максим 2 "А" класс (дети ОВЗ) |
Возраст | 8—9 лет |
Учебное заведение | МБОУ ДОД "СЮТ" объединение "Фантазия и умелые руки" рук. Иванищева С. Е. |
Материалы | Клей , фантики от конфет, гофрированная бумага, офисная бумага, фломастеры, цв. карандаши, глазки |
Педагог | Иванищева Светлана Евгеньевна |
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки!
А. Гришин
А это наши умельцы - мастеровые : Виолетта, Максим, Владислав и Илья, а Настя застеснялась и не стала фотографироваться.
Распределили работу. Кому гофротрубочки катать, кому платья узорные из лоскутков собирать, а кому фантиками матрешку при помощи степлера одевать. Всем работы хватило.
За основу своих красавиц мы решили взять крутецких матрешек , уж больно они нам понравились и про название такое ребята раньше не слышали.
Гофротрубочки к фантикам клеиться ни как не хотели пришлось термопистолетом воспользоваться.
Платье у мамы матрешки сложили из "фантичных" лоскутков
А это сестренки у них тоже лоскутные одежки.
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.
Е.Крысин
По одной из версий в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части.
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. Создателем первой русской матрешки стал известный художник С.В. Малютин, он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Токарная форма игрушки была предложена токарем В.П. Звездочкиным.
Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка. Мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин стала местом рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира. С этого времени можно отсчитывать и возраст матрешки.
Сергиевская или загорская матрешка
Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад. Промысел возник предположительно в XVII столетии , фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрешек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.
Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами. В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие… А из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому были общедоступны и любимы как мастерами, так и покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.
В 1913 году большинство мастеров – матрешечников объединились в артель. А в 1930 году Сергиев Посад переименовали в г. Загорск и матрешка стала называться загорская. Поменялся и стиль росписи он стал более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина. При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Созданная в 1913 году артель матрешечников позднее она стала фабрикой игрушек и культтоваров.
Семеновская и мериновская матрешки
С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В конце XX столетия сложились и игрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет .
Полхов Майдановская матрешка
Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, а так же “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.
Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.
У Полхов – Майданской матрешки нет рук. Это связывают с легендой о том, что в тех местах было много беглых пугачевцев и разинцев. Среди них была Марья - разбойница, грабившая купцов и раздававшая деньги крестьянам. Её схватили и казнили в один из зимних воскресных дней четвертованием. Вид крови на снегу ошеломил присутствующих. Мастера росписи решили в игрушки увековечить память о ней. Поэтому у них матрешка без рук, а на росписи много маков и плодов красного цвета.
Вятская игрушка
Наиболее сложной технологией изготовления отличается матрешка из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется инкрустация соломкой.
Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.
Крутецкая матрешка
Крутецкая матрешка несколько отличается по форме и росписи. У крутецских мастеров присутствует непреодолимая тяга к экспериментам, к большей свободе в выборе сюжетов, к вариативности орнаментики, к большей дробности узора, к живописному письму маслом, построенному на динамичном мазке кистью. В Крутце какой-то мастер точит матрешек несколько вытянутой формы, другой тяготеет к более округлым объемам, некоторые подражают мериновской или сергиевопосадской формам куколок, а иная красавица столь полна, что приближается по форме к шару. Такое же разнообразие и в росписи: у кого-то изделия яркие, цветастые, кто-то любит более приглушенные и темные тона, а иные предпочитают писать в два, три цвета. Матрешки строгие и веселые, с руками и без рук, глазастые, с пушистыми густыми ресницами и глазами в виде запятой, с губками бантиком и в виде галочки, с одной косой, двумя, без кос, но с кудрями, с прямым пробором и на косой рядок. Куклы в нарядах с крупными и мелкими цветами, с завитками, точками, ромашками и со сказочными цветами дают множество вариантов композиционного решения – фантазия здесь не знает границ .
Прилавки магазинов и лотки на базарах пестрят боярышнями в украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо расписанных шалях. Часто встречаются и матрешки, изображающие популярных политических лидеров с заметным портретным сходством. Встречаются матрешки сросписью “под Хохлому” или “Гжель”.
Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен.
Роспись собственной матрешки - дело не легкое и кропотливое. Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Однако цветы - это лишь одна из возможностей. Элементы орнамента или украшение можно придумать самим и тогда Ваша матрешка будет единственной в мире. Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме»
http://www.organizmica.org/archive/504/grmd.shtml
http://www.soldatru.ru/art/art/art72.php
http://www.atexnik.ru/index/iskusstvo_i_kultura/istoriya_russkoj_matreshki.php