Сообщить о нарушении

Сообщить о нарушении

Контрольный вопрос
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы избежать проверки.
Отмена
Бумажная радуга ремёсел
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 39
В избранных: 39
В избранных: 39
В избранных: 39

Поделиться:

Автор(ы) учащиеся 4-х классов, Строкова Мария - 4Д класс, Гайнуллина Алина - 4Д класс, Курашенко Юлия - 4Д класс, Белова Полина - 4Д класс
Возраст 10—11 лет
Учебное заведение НОУ Школа "Ника", город Москва
Материалы Бумага для акварели, офисная бумага, гофрированная бумага
Педагог Кирьянова Ольга Николаевна

Еще на курсах «Вокруг света», выбирая тему для курсовой работы, я хотела остановиться на белорусских орнаментах, вышитых крестом. Потому, что мой отец родом из Белоруссии. Но тогда не сложилось. А сейчас мы с четвероклассниками решили поучаствовать в конкурсе с темой «Белорусский рушник, украшенный вышивкой». Ребята захотели познакомиться с традициями народного промысла, изучить символику белорусских орнаментов и попробовать воплотить их в бумажных техниках. Для имитации вышивки крестом мы решили использовать технику «Плоское прямое плетение из полосок бумаги».

Еще на курсах «Вокруг света», выбирая тему для курсовой работы, я хотела остановиться на белорусских орнаментах, вышитых крестом. Потому, что мой отец родом из Белоруссии. Но тогда не сложилось. А сейчас мы с четвероклассниками решили поучаствовать в конкурсе с темой «Белорусский рушник, украшенный вышивкой». Ребята захотели познакомиться с традициями народного промысла, изучить символику белорусских орнаментов и попробовать воплотить их в бумажных техниках. Для имитации вышивки крестом мы решили использовать технику «Плоское прямое плетение из полосок бумаги».  (фото 1)

Мы решили начать с плетения салфеток с символическими узорами. Участвовала вся параллель 4-х классов. Сначала все подготовили основу для плетения. Это Дима и Даня из 4Г класса.

 Мы решили начать с плетения салфеток с символическими узорами. Участвовала вся параллель 4-х классов. Сначала все подготовили основу для плетения. Это Дима и Даня из 4Г класса. (фото 2)

Потом начали плести. Это Полина, Богдан и Василиса. На последней парте - Рената. Все из 4А класса.

Потом начали плести. Это Полина, Богдан и Василиса. На последней парте - Рената. Все из 4А класса. (фото 3)

Те, кто заканчивал плетение своего узора, начинал выполнять бахрому, надрезая полоски бумаги. Это Витя из 4Г класса.

Те, кто заканчивал плетение своего узора, начинал выполнять бахрому, надрезая полоски бумаги. Это Витя из 4Г класса. (фото 4)

После уроков четыре «звездочки» из 4Д класса пришли, чтобы начать плести орнамент уже для самого рушника. Начали работать в парах.
Маша и Полина плетут свою половину рушника.

После уроков четыре «звездочки» из 4Д класса пришли, чтобы начать плести орнамент уже для самого рушника. Начали работать в парах.
Маша и Полина плетут свою половину рушника.
 (фото 5)

А Юля и Алина – свою.

А Юля и Алина – свою. (фото 6)

Часа через два Полину забрали, а чуть позже пришли за Алиной. Маша с Юлей заканчивали работу вдвоем. Справились за один день (где-то около 3 часов).

Часа через два Полину забрали, а чуть позже пришли за Алиной. Маша с Юлей  заканчивали работу вдвоем. Справились за один день (где-то около 3 часов). (фото 7)

На втором уроке, когда все ребята доделывали свои индивидуальные салфетки, Маша скрутила бахрому для рушника из полосок гофрированной бумаги.

На втором уроке, когда все ребята доделывали свои индивидуальные салфетки, Маша скрутила бахрому для рушника из полосок гофрированной бумаги. (фото 8)

Подклеили бахрому в три слоя с изнаночной стороны рушника на обоих концах. Нам понравилось, как получилось! Нарисовали деревянную поверхность. Сделали гвоздики из гофрированного картона, покрасили их серебряным акрилом. Натянули веревку и повесили рушник. На рушнике-обереге нет ничего случайного, вышитого только для красоты. Каждый рисунок, даже небольшой, что-то обозначает. Орнамент мы выбрали не такой сложный, как на настоящих белорусских рушниках. Но в нем присутствует основной символ - ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками одними исследователями расшифровывается как символ солнца с лучами, другими - как мотив поля с растительными завитками, символизирующими высшую степень развития растения, цветущее поле или сад. На нашем орнаменте внутри ромбов прорисовывается крест, который обозначает четыре стороны света, распространение чего-либо на четыре стороны света. Вот и получается, что выбрав такой орнамент, мы хотим, чтобы вся наша планета превратилась в цветущий сад!

Подклеили бахрому в три слоя с изнаночной стороны рушника на обоих концах. Нам понравилось, как получилось! Нарисовали деревянную поверхность. Сделали гвоздики из гофрированного картона, покрасили их серебряным акрилом. Натянули веревку и повесили рушник. На рушнике-обереге нет ничего случайного, вышитого только для красоты. Каждый рисунок, даже небольшой, что-то обозначает.  Орнамент мы выбрали не такой сложный, как на настоящих белорусских рушниках. Но в нем присутствует основной символ - ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками одними исследователями расшифровывается как символ солнца с лучами, другими - как мотив поля с растительными завитками, символизирующими высшую степень развития растения, цветущее поле или сад. На нашем орнаменте внутри ромбов прорисовывается крест, который обозначает четыре стороны света, распространение чего-либо на четыре стороны света. Вот и получается, что выбрав такой орнамент, мы хотим, чтобы вся наша планета превратилась в цветущий сад!             (фото 9)

А еще у ребят получились вот такие салфетки с символическими узорами.

А еще у ребят получились вот такие салфетки с символическими узорами. (фото 10)
 
Белорусский рушник, украшенный вышивкой (фото 11)
 
Белорусский рушник, украшенный вышивкой (фото 12)
 
Белорусский рушник, украшенный вышивкой (фото 13)

Рушник - расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.

Наиболее распространенной техникой при изготовлении рушников было бранное ткачество. Основу убранства таких рушников составляет геометрический тканый или вышитый орнамент, расположенный по концам рушника и собранный в поперечные композиции бордюрного характера. Вышивали такие узоры в техниках "крест", "двойной крест", реже «гладью».  Основными цветами, применяемыми при оформлении белорусских рушников, являются красный разных оттенков, реже черный, иногда синий и желтый.

Слово рушник происходит от корня "руш", "рух". В словаре Фасмера "рушить" - ломать, рвать, то есть рушник - оторванный кусок ткани, отрез. Полотнища ткались очень длинные. Наши предки для изготовления рушника рвали сотканную ткань, о чём напоминает бахрома на современных рушниках. Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножей и ножниц. Правильно сотканная ткань рвется ровно по долевой или поперечной нити, в зависимости от направления приложенного усилия.

Созвучие со словом "рука" дает повод ошибочного толкования слова "рушник" как полотенца для рук. Однако для вытирания использовались предметы, называемые: утирка, ширинка, полотенце, рукотерка, руЧник - ветошка, висящая при рукомойнике - куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с настоящим рушником. О малом размере полотенца для рук говорит пословица: «Одним рукотёрником вытираться - на том свете разодраться». Вероятно, утирками становились части старых негодных рушников - ведь в крестьянском быту старые тканые изделия никогда не выбрасывались, а изнашивались буквально в прах.

Настоящий рушник при ширине около 35 - 40 см имеет длину 3 - 5 и более метров, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.

В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.

Рушник является одним из наиболее интересных феноменов традиционной культуры белорусов. Он сопровождал человека на протяжении всей его жизни, связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода.

Ежедневно смывая сон, человек «ласкал» лицо рушником-утиральником.

Садясь за стол, домочадцы творили молитву, их взгляд был обращён в красный угол, в котором Святой Образ находился в обрамлении рушников-свитков или календарей.

Собирался человек в дорогу или в гости, обязательно брал с собой рушник, с ним же перед порогом дома встречали дорогих гостей.

На тонкий, мягкий рушник бабка-повитуха принимала только что рождённого ребёнка.

С рушником шли свататься. На рушнике стояли молодые во время венчания в храме.

Рушниками перевязывали пары сватов. С хлебом-солью, который был на рушнике, провожали и встречали молодых на пороге дома.

На специальных рушниках гроб с умершим выносили из дома, несли на кладбище и опускали в могилу. Рушниками украшали надмогильные кресты.

Самую дорогую семейную святыню – икону – разрешалось выносить из дома (в контексте ряда традиционных обрядов) только покрыв рушником.

Рушник, максимально наполненный красными узорами орнаментов, использовали народные целители.

Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода – будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.

Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. И так продолжалось до XVIII—XIX века. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение. С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко использовался для украшения икон, интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др.

При вышивке обрядовых рушников  прослеживаются определенные правила составления орнамента. Вообще, рушниковому творчеству так или иначе присуще число 7. Так, длина рушника должна составлять его ширину, умноженную на 7. Семь полос орнамента должны составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнищах. Один рапорт узора должен в идеале повторяться 7 раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать 7 элементов.

Вот некоторые узоры, символы и орнаменты, присутствующие на белорусских рушниках.

1. Узор Земли.

2. Символ ребенка.

4. Детский оберег.

5. Голуби. Симвлол любви.

6. Купальская трава.

7. Узор солнце.

8. Дерево жизни.

9. Житная баба. Дословно - Ржаная Баба, дух полей и хлебов.
Житная баба – кукла, которую издавна мастерили изо ржи и пшеницы для праздника осени, когда было принято благодарить землю-матушку, отца-солнышко, дождь-кормилец и поилец за хороший урожай.
Название куклы и обряд ее сотворения уходит своими корнями в языческое прошлое. Пошло оно от уважительного отношения наших предков к хлебу, и содержит скрытое сакральное значение: считалось, что хлеб был священным даром Бога. Житная баба у многих народов стала символом плодородия и жизни. Потому и «житная», что от слова «жить», несущая жизнь.

10. Берегиня. Покровительница воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия.

11. Звезда.

12. Огонь.

13. Параскева Пятница — персонаж в восточнославянской культурной традиции. День святой великомученицы Параскевы отмечается 28 октября и именуется «пятницей», хотя и не обязательно приходится на этот день. ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА чрезвычайно почиталась восточными славянами, считаясь прежде всего покровительницей брака и родов. На старых северорусских иконах ее лик мог даже изображаться на обороте иконы Божьей Матери. А также считалось, что ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА запрещает работать в свой день и сурово карает нарушающих запреты.

14. Узор хлеба.

15. Богач - древний праздник окончания уборки зерновых, отзвук языческого праздника культа бога Cолнца. К празднику старались закончить косовицу.
Богач – это еще и название корзины с рожью и свечой. Его носили на праздник в каждый дом и сарай. Согласно поверьям, Богач обеспечивал семье благополучие и счастье. "Пришел Богач - бросай рогач".
На богача до восхода солнца хозяин засевает поприще рожью.

16. Узор оберега.

17. Узор русалки.

18. Орнамент предков.

6 октября 2012 года в деревне Неглюбка Ветковского района Гомельской области состоялся областной праздник Белорусского рушника.

  Эта деревня не случайно стала местом проведения такого праздника. Именно здесь сохранились давние традиции белорусского ткачества.

Здешние мастерицы различают 475 элементов орнамента, каждый из которых имеет свое уникальное значение и название.  Едва ли не каждая хата в Неглюбке - филиал музея ткачества с уникальной экспозицией. Каждый неглюбский рушник - импровизация. Одинакового орнамента не найдете.

Рушники, выполненные местными ткачихами на деревянных кроснах, известны во всем мире. На международных выставках в Нью-Йорке, Монреале, Токио, Париже, Брюсселе они были отмечены золотыми медалями. Американский музей «Метрополитен» приобрел их для своей коллекции.

Мастера всех районов Гомельской области, которые представили орнаменты рушников, характерные для их региона, приняли участие в празднике.

А в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова собрана самая большая региональная коллекция белорусских рушников.

В деревне Неглюбке в начале 1990-х действовал филиал Гомельской фабрики художественных изделий. На его базе тогда был открыт  школьный учебно-производственный комплекс. Многие выпускницы оставались здесь работать. Но ткацкая артель закрылась из-за нерентабельности.

Однако, сейчас в Неглюбском Центре ткачества (так теперь называется Дом культуры) работает кружок "Ниток", где юные ткачи и ткачихи знакомятся с неглюбскими традициями. 

К слову, именно благодаря детям, местные рушники нынче украшают многие дома Западной Европы. После чернобыльской трагедии дети из Ветковского района много лет оздоравливались в Италии, Германии, Голландии. И в качестве сувениров везли с собой рушники.

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F8%ED%E8%EA

http://www.belmos.ru/news.php?id=91

http://www.vetka.by/2012/10/proshedshij-v-vetkovskom-rajone-prazdnik-belorusskogo-rushnika-vskolyxnul-internet/

http://www.rg.ru/2013/03/14/rushniki.html

http://beltex.org/publ/o_moej_rabote/rushnik_nevidimaja_svjaz_pokolenij/19-1-0-46

http://telarian.ru/?r=symbols&id=13