Сообщить о нарушении

Сообщить о нарушении

Контрольный вопрос
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы избежать проверки.
Отмена
Бумажная радуга ремёсел
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 11
В избранных: 11
В избранных: 11

Поделиться:

Автор(ы) Самохина Елена
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение Москва
Материалы Картон, картонная коробка, бумага офисная, салфетки, клей, краски, лак

В своей работе я попыталась затронуть несколько этапов развития Московсковского ювелирного ремесла, подчеркнуть его разнообразие и многогранность.

 В своей работе я попыталась затронуть несколько этапов развития Московсковского ювелирного ремесла, подчеркнуть его разнообразие и многогранность. (фото 1)

В первой работе - височные кольца - хотела показать этап зарождение ювелирного ремесла в Москве (XIV век).
Несколько веков своей истории Москва была единым городом и в то же время состояла из множества поселений: обычных деревень и различных слобод (поселение ремесленников одной профессии). С давнего времени в Москве получила особое распространение ремесленная специализация по изготовлению предметов роскоши.
Особое развитие приобрело ювелирное, или «серебряное», дело. Среди ювелирных изделий чаще всего встречаются женские украшения. В древности женщины на Руси носили колты — подвески к головному убору. Иногда колты делали полыми внутри, куда закладывали пахучие травы или кусочки ткани, пропитанные ароматическими веществами.
Свои височные кольца сделала из скрученных салфеточных жгутиков и бумажных бусин.

В первой работе - височные кольца - хотела показать этап зарождение ювелирного ремесла в Москве (XIV век). 
Несколько веков своей истории Москва была единым городом и в то же время состояла из множества поселений: обычных деревень и различных слобод (поселение ремесленников одной профессии). С давнего времени в Москве получила особое распространение ремесленная специализация по изготовлению предметов роскоши.
Особое развитие приобрело ювелирное, или «серебряное», дело. Среди ювелирных изделий чаще всего встречаются женские украшения. В древности женщины на Руси носили колты — подвески к головному убору. Иногда колты делали полыми внутри, куда закладывали пахучие травы или кусочки ткани, пропитанные ароматическими веществами.
Свои височные кольца сделала из скрученных салфеточных жгутиков и бумажных бусин. (фото 2)

Моя попытка освоить "бумажную скань".
Скань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

Моя попытка освоить "бумажную скань". 
Скань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
 (фото 3)

Во второй работе - жемчужное колье с кулоном - соединила скань (кулон и золотые бусины) с жемчугом, который был любимым материалом ювелиров во все времена. Вот такое "жемчужное" колье получилось у меня.
Кулон из картона (несколько слоев), жемчужины и основа сканных бусин - из офисной бумаги, на бусины и на кулон наклеены скрученные вдвое салфеточные жгутики.

Во второй работе - жемчужное колье с кулоном - соединила скань (кулон и золотые бусины) с жемчугом, который был любимым материалом ювелиров во все времена. Вот такое "жемчужное" колье получилось у меня.
Кулон из картона (несколько слоев), жемчужины и основа сканных бусин - из офисной бумаги, на бусины и на кулон наклеены скрученные вдвое салфеточные жгутики.  (фото 4)

Процесс создания жемчужин.

Процесс создания жемчужин. (фото 5)

Скрученные бусины покрашены перламутровой краской (на фото это не очень заметно), затем лаком.

Скрученные бусины покрашены перламутровой краской (на фото это не очень заметно), затем лаком. (фото 6)

В третьей работе хотела показать красоту ювелирной эмали, точнее сложную технику перегородчатой эмали. Для своего ларца использовала: картонную коробку из-под чайных пакетиков, картон канцелярский, салфетки однослойные (чтобы нити моей скани были тоньше), клей ПВА, клей "Момент кристалл", золотую автомобильную краску в балончике, гуашь и художественный лак.

В третьей работе хотела показать красоту ювелирной эмали, точнее сложную технику перегородчатой эмали. Для своего ларца использовала: картонную коробку из-под чайных пакетиков, картон канцелярский, салфетки однослойные (чтобы нити моей скани были тоньше), клей ПВА, клей "Момент кристалл", золотую автомобильную краску в балончике, гуашь и художественный лак. (фото 7)

Жгутики в одну салфеточную нитку клеила на ПВА (по принципу техники пейп-арт Татьяны Сорокиной), жгутики из двух салфеточных нитей клеила на Момент.

Жгутики в одну салфеточную нитку клеила на ПВА (по принципу техники пейп-арт Татьяны Сорокиной), жгутики из двух салфеточных нитей клеила на Момент. (фото 8)

В разобранном виде.

В разобранном виде. (фото 9)

До покраски.

До покраски. (фото 10)

Далее фото с разных ракурсов.

Далее фото с разных ракурсов. (фото 11)
 
Ювелирное ремесло Москвы (фото 12)
 
Ювелирное ремесло Москвы (фото 13)
 
Ювелирное ремесло Москвы (фото 14)

И еще раз мои скромные творения вместе.

И еще раз мои скромные творения вместе. (фото 15)

 

 

 

Москва как центр ювелирного искусства получила известность намного раньше, чем Петербург. Став столицей самостоятельного княжества в XIII в., она уже в первой половине XIV в. начала строить собственную крепость, названную Кремлем, который к концу XV в. принял нынешний облик. Первое упоминание о кремлевских сокровищах относится к 1476-1478 гг., когда в Москву из завоеванного Новгорода было доставлено 300 возов жемчуга, золота, серебра и драгоценных камней. Спустя несколько лет на территории Кремля был построен Казенный двор для хранения государственной казны.

В пополнении казны большая заслуга принадлежит великому князю Ивану III (1440-1505), который, располагая значительными денежными средствами, скупал ювелирные изделия московских мастеров, а также в странах Запада и Востока. К концу XV в. на службе у князя состояла целая армия искусных мастеров, которые чеканили изображения высокого рельефа, применяли эмаль, чернь, использовали резьбу, литье, басму и скань.

В духовных московских князей имеются указания на золотые и серебряные вещи, часть которых сделана московскими мастерами. Выражения вроде «…а что есмь нынеча нарядил два кожуха с аламы с жемчугом» говорят о том, что названные кожуха были сделаны в Москве, а не привезены со стороны. Недаром же потомки Калиты хорошо помнили некоего ювелира Парамшу («…икона золотом кована Парамшина дела»), конечно, потому, что он был, по-видимому, известный в Москве мастер золотых и серебряных дел.
Образцом московского ювелирного ремесла является оклад Евангелия, наряженного боярином Федором Андреевичем Кошкой в 1392 г. Этот бесспорный памятник московских мастеров имеет на краях лицевой доски оклада надпись, что Евангелие оковано «…повеленьем раба божья Федора Андреевича».

Железных дел мастера изготавливали железные и бронзовые булавки, подвески различной формы, круглые пуговицы с выступом в центре. Кроме булавок и пуговиц столичные ремесленники производили украшения для праздничных нарядов жителей: височные кольца, перстни, браслеты. Височные кольца - один из наиболее распространенных типов женских украшений, которые крепились к головному убору.

Височные кольца 12 век. Золото; чеканка, скань, зернь. (Государственные музеи Московского Кремля. Москва)

Многие ремесленники выполняли царские заказы, например, басманники (кстати, давшие имя Басманным улицам Москвы). Басманники занимались чеканкой по металлу. Басмой на Руси называли один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц — басманных досок. По сравнению с чеканкой, изготовление рельефных рисунков с применением техники басмы существенно экономит время и повышает производительность труда.

Оклад иконы "Богоматерь Владимирская". Москва, конец XIV - начало XV века. Золото, драгоценные камни, чеканка, басма.

Уже в XV веке работы московских мастеров получают самую высокую оценку современников. Ювелиры Москвы отлично пользовались разнообразными приемами обработки изделий из драгоценных металлов: чеканкой, чернью, резьбой, литьем. Но исключительного совершенства они достигли в технике скани. Превосходным памятником сканого искусства XV века является золотой оклад на икону Владимирской богоматери.
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская". Москва, первая треть XV века. Золото, чеканка, скань.

Жемчуг всегда был одним из любимых украшений русских людей. Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа.
Евангелие Дмитрия Пожарского. Москва, 1613 год. Серебро, драгоценные камни, жемчуг, чеканка, чернь, золочение.

В Древней Руси жемчугом украшали не только государские одежды, но и одежды князей, бояр. Крупные жемчужины овальной формы считались самыми дорогими.
На портрете известного русского художника Ивана Николаевича Крамского запечатлена императрица Мария Федоровна, жена Александра III, шею которой обвивают жемчужные бусы, а грудь украшает брошь с подвесками из четырех крупных грушевидных жемчужин.

В 70-е годы XV века столицей объединенных русских княжеств становится Москва, вскоре превратившаяся не только в политический, но и в культурный центр государства. Именно здесь сосредоточились основные художественные силы страны, в частности, и лучшие мастера-ювелиры, которые заботливо охраняли старые традиции и создавали новые стилистические направления в своем искусстве.

XV-XVI века отмечены активным развитием самых различных видов искусства и многочисленных ремесел, существовавших в домонгольской Руси. Этому немало способствовала организация на территории Московского Кремля ряда мастерских, в частности, Золотой и Серебряной палат, впоследствии слившихся вместе с другими в Оружейную палату. В кремлевских мастерских работали лучшие русские иконописцы, чеканщики, резчики, серебряники, золотошвеи.
С середины XVI века, и особенно в XVII столетии эмаль становится основным украшением вещей из серебра, золота и даже меди. Эмалью издавна украшались самые различные изделия: дорогостоящие, главным образом, золотые или серебряные, предметы культового назначения — потиры, чаши, панагии, оклады икон или книг. Широко применялась она и для декорирования предметов дворцового и парадного обихода — государственных регалий, головных уборов, оружия, костюмов, драгоценных изделий. 

Русская Ювелирная эмаль (в том числе и Московская) вызывает в воображении нарядные ларцы, чаши, кубки, главным образом, из золота и серебра, разнообразные ювелирные изделия, поверхность которых украшена ярким узором: блеск его, богатство и красочность цветовой гаммы, чистота и прозрачность тонов спорят с драгоценными камнями искусной огранки.

Оклад иконы "Богоматерь Умиление". Москва, 1я треть XVII века.Золото, драгоценные камни, жемчуг, скань, эмаль.

В первой половине XVIII в. в Москве наблюдается некоторый упадок золотого и серебряного дела, и главный российский центр ювелирного искусства надолго перемещается в Петербург. Туда же переводятся лучшие ювелиры из Москвы. Город стал испытывать финансовые трудности, но тем не менее, ювелирное дело в Москве не заглохло. Именно московские эмальеры внедрили новый технологический прием, ранее не применявшийся в русском ювелирном деле, - многоцветную, прозрачную «оконную» эмаль, которая подобно витражу прозрачна на просвет.

Произведения эмальерного искусства второй половины XIX века отличаются исключительным многообразием обработки материала и сложностью изготовления. Восстанавливаются некоторые забытые технические приемы, в частности, возрождается на новой технологической основе перегородчатая эмаль; по-прежнему используется эмаль в сканом обрамлении, совершенствуется техника применения полупрозрачной и светлой опалесцирующей эмали (переливающейся перламутровыми тонами).

Во второй половине XIX века в Москве создаются крупные ювелирные объединения, использующие новые приемы обработки драгоценных металлов. Владельцы этих объединений собирают в своих мастерских лучших специалистов, приглашают для работы ведущих художников, искусствоведов. В Москве хорошей репутацией пользовались фирмы Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Семенова, Рюкерта.

Работа Федора Рюкерта (1840-1917). Знаменитая мастерская прославилась своей удивительной эмалевой живописью, запечатлевшей красоту и обаяние русской старины. С 1910-х по 1917 Рюкерт - владелец фабрики серебряных изделий в Москве (находилась на Воронцовской улице, 29) в собственном доме. В доме были предусмотрены помещения под мастерские, кабинеты и жилые комнаты. Здесь же Рюккерт проводил долгие часы с Фаберже, обсуждая проекты.
Особенно активно мастер сотрудничал с московским отделением фирмы Фаберже, выполняя для него множество произведений с эмалью. Из мастерской Рюкерта выходило до 80% всех изделий с клеймом «Фаберже».

Конфетница. Москва, фирма И.Хлебникова, 1908-1917. Серебро, золочение, скань, эмаль.
Хлебников Иван Петрович (1819 - 1881) - русский эмальер, занимающий ведущее место среди мастеров московской ювелирной школы.

После революции 1917 г. развитие ювелирной отрасли сильно затормозилось, но не остановилось. Хотя Фаберже уехал из России, но ювелирных дел мастера остались. Они организовали артель, которая выросла с годами в Московскую ювелирную фабрику. Располагалась она на Пушечной улице, а в 1970 г. переехала на новое место и стала называться Московским экспериментальным ювелирным заводом. Здесь работали исключительно с золотом и драгоценными камнями, создавая опытные образцы и модели, на базе которых затем выпускались серийные изделия. На заводе сложилась своя школа и традиции. Выходившие отсюда ювелирные изделия демонстрировались на международных выставках и конкурсах, получали призы и награды. Работали и другие предприятия и мастерские, снабжавшие немногочисленные ювелирные магазины.

В настоящее время Москва является основным центром ювелирного производства, где размещено большинство российских ювелирных предприятий.

Есть в Москве Московская Школа художественных ремесел – Московский филиал Высшей школы народного искусства. Московская школа художественных ремесел является одним из старейших учебных заведений России по подготовке специалистов в области ювелирного искусства. В ней накоплен многолетний опыт подготовки ювелиров. Он включает опыт того времени, когда школа была профессионально - техническим учебным заведением, также опыт школы в статусе колледжа, а теперь накопился опыт работы как высшего учебного заведения. 

 Используемые источники: все фотографии работ московских ювелиров взяты вКаталоге-путеводителе по Оружейной палате Московского Кремля, исключая портрет императрицы и эмалевые работы, которые нашла на Яндекс картинках; информацию нашла здесь http://www.oldru.com/moscow/moscow57.htm

Спасибо за внимание!