
Поделиться:
Когда, как и с какой наукой начинать знакомить малышей, каждый решает самостоятельно. С внучкой мы начали с просмотра замечательного мультика «Мама для мамонтенка» и игр с книжкой, которую сшила бабушка.
С естественных вопросов:
- А где они сейчас?
- А почему вымерли?
- А как узнали о них?

Познакомились со знаменитым мамонтёнком по имени Дима. Узнали, где его нашли и почему ему дали такое имя?

Узнали про мамонтёнка Женю и девочку-мамонтёнка, которую назвали Любой

Поиграли словами. В этом нам помогли стихи Михаила Яснова
Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А внучонт
Сидел на крылечке
И свёртывал хобот
В колечки.

Прочитали сказку про любознательного мамонтёнка Диму и его друга.
И возникли новые вопросы:
- А лоси жили в то время?
-А белочки, зайчики и лисички?
Искали все. Учились задавать вопросы в поисковике .

Вот каких животных, героев сказки В. Кудрина, мы нашли на наскальных рисунках.
- А зайчика? Не нашли? – грустно спросила Анечка.

И тут чей-то папа порадовал нас зайчиками, высеченными на скалах в Карелии.
Все обрадовались, а девочка заулыбалась.
И только Владик задумчиво тянул руку.
- Тебя что-то смущает?
- А проверять будем?
- А как вы думаете?
Нехотя соглашаются. Усвоили, что проверка нужна обязательно. Не обсуждается

Все уткнулись в гаджеты.
- Нашел!!!!
Все разглядывают находку.
- Но наскальные рисунки трогать нельзя, их нужно охранять, - забеспокоился Олежка.

Успокаиваем. «Долина зайцев» создаётся усилиями простых людей, всех - кто не равнодушен, всех, чьё имя будет записано в историю Карельского края. Подобно древним Карелам, жившим на берегах седого озера Онего 5 тысяч лет назад и создававшим наскальные рисунки - Петроглифы, энтузиасты создают Петроглифы XXI века».
Сергей Гапанович проводит мастер-классы, где учит всех желающих резке по камню.
«Долина зайцев» - это 1000 зайцев, зайчиков и зайчих, которые греются в лучах солнца на скалах. Аку, Иту, Ахти, их сестрёнка Лилуай, и младшенький Лакки - уже собрались, чтобы с их помощью вы тоже могли стать частью вековой истории.
Зайцы в Долине разные, у каждого свой характер, номер и имя. Здесь живут Гном, Снуп, Вихо, Жемчужина, Счастливая Лапка, Мелюзга и другие. Есть даже целое семейство Лапиковых: Анатолий, Маруся, Федя и Надежда Патрикеевна.
- Да, проверка была нужна, согласились единогласно. Такая долина всем понравилась.
- И морковка для зайчика есть, -успокоилась Анечка.

Все дружно дома решили ещё поискать.
Проверка домашнего задания была строгой.
Нашли пещерного медведя.

И огромного кота.
Решили еще раз проверить и узнать, где же находится такой большой кот. Искали по снимку источник публикации.

Дети подросли, но к мамонтам мы возвращались снова и снова. Решали новые задачи.
Как узнать, чем питалось вымершее животное? Мясом или листьями? Зубы хищников и растительноядных животных, как правило, хорошо различаются.
Ученые установили, что этот вот шерстистый мамонт, чучело которого сейчас находится в музее, питался ветками лиственницы, ивы, ольхи, березы.

- А что кушал мамонтенок? Он ведь маленький, до веток деревьев не достанет.
- Давайте подумаем.
- Травкой.
- Да, он питался травой: мхами, лютиками и другими растениями тундры.

«Все лютики для нас ядовитые растения, поэтому даже пробовать их нельзя! А для мамонтов они были вполне съедобны. И еще ел Дима небольшое растение щавелёк, или Щавель малый. Из листьев другого Щавеля – кислого, мы варим щи».
Об этом мы узнали из статьи
«Детское питание для мамонтенка»
Автор: Алексей Пахневич | 16.01.2012 17:37:30 |

- А как это ученые узнали, кто им это рассказал? Рисунков наскальных с травой мы не видели.
- Все верно. Но иногда, по самой счастливой случайности, палеонтологи могут определить точный состав пищи вымершего животного, и узнать какие конкретно листья оно предпочитало при жизни.
- А кто им помог узнать?
- Сам мамонтёнок Дима и рассказал. Вернее его желудок. Эти травы и нашли в желудке мамонтёнка.
Большая удача, если ученые найдут скелет животного в хорошей сохранности. Это хорошо сохранившиеся скелеты рыбы и ящерицы.

Но чаще ученые находят только отдельные кости животных. И совсем непонятно нам, кому они принадлежат.

Но ученые выяснили, как выглядели предки зайца, лисицы и ежа. Иногда по одной или нескольким костям ученые восстанавливают облик животного. А это очень трудоёмкая работа.

Предлагаю попробовать и вам.
Представим, что мы нашли две похожие кости, установили, что одно животное жило на тысячу лет старше другого. Кости принадлежат мамонтам, жившим на острове Врангеля в Северном Ледовитом океане.
- Сейчас кости лежат в музее на одинаковой подложке. Давайте её внимательно рассмотрим.
- Можем ли мы точно сказать, какая кость больше, а не фотограф изменял размер снимка?
- Положить линеечку!
Пришли к выводу, что это невозможно.

- Верхняя кость больше: она занимает больше пяти квадратиков, а нижняя - только около четырех.
-Вспомним, что жили эти мамонты на земле с разницей в тысячу лет.
- А они как мама и сынок?
- Нет, эти мамонты оба взрослые животные.
- Если верхний жил раньше, то потом мамонты стали уменьшаться в размерах.

"Медведь на этой картинке вполне современных размеров, а вот мамонты — сущие карлики, в холке лишь на две головы переросшие человека и весившие не более трех тонн (при «стандартном» весе самца мамонта 6–8 тонн). И такая сцена могла произойти всего около четырех тысяч лет назад на острове Врангеля — последнем прибежище мамонтов на нашей планете". Нижняя кость и принадлежит такому мамонту с острова Врангеля.
Об этом мы прочитали в журнале «Вокруг света» №1, 2008 года.
Вывод мы смогли сделать сами!
Вот о чем нам рассказали две кости мамонтов!!!

Послесловие.

Встреча с динозаврами у нас впереди.

Вот так мы знакомились с интересной наукой "Палеонтологией". Детям было очень интересно и совсем не сложно.
Чему учились?
- Задавать вопросы, изменять их, чтобы получить тот ответ, который нам нужен. С первого раза не всегда получалось.
- По найденной картинке искать автора и источник публикации.
- В очередной раз убедились, что информацию нужно обязательно проверять. Долина зайцев нам понравились, но к палеонтологии она не имеет никакого отношения.
- Учились элементам индукции и дедукции.
(Но об этом знает только педагог).
- Прибегали к помощи старших братьев и родителей.
ПОЖАЛУЙСТА, ЕСЛИ ПОСТАВИЛИ ЛАЙК, НАПИШИТЕ ДВА СЛОВА, ДЛЯ КОГО ВЗЯЛИ.
Идея и разработка авторские, принадлежат мне
-
Ссылка при использовании материала обязательна
- Снимки из свободного доступа взяты для иллюстрации текста.
- Источники:
-
«Детское питание для мамонтенка», автор: Алексей Пахневич |
- Журнал "Вокруг света" № 1, 2008 год, стр. 28-35
- Начало здесь:"Встретил я в лесу ежа" https://podjem-tal.ru/node/1246390
- Палеонтология грустные размышления https://podjem-tal.ru/node/1246497
- Продолжение следует
Молодцы!!!


Рада, что заглянули! Рада знакомству!
Мне было ОЧЕНЬ интересно! Спасибо большое, Татьяна Михайловна, за ваш труд!
Может, кому-нибудь пригодится. Никаких материальных затрат, только желания учить детей думать.