ПАЛЕОНТОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ МАМОНТЁНКА

Педагогический опыт ПАЛЕОНТОЛОГИЯ ИСТОРИЯ МАМОНТЁНКА

В избранных: 1

Поделиться:

Когда, как и с какой наукой начинать знакомить малышей, каждый решает самостоятельно. С внучкой мы начали с просмотра замечательного мультика «Мама для мамонтенка» и игр с книжкой, которую сшила бабушка.
С естественных вопросов:
- А где они сейчас?
- А почему вымерли?
- А как узнали о них?

	Когда, как и с какой  наукой начинать  знакомить  малышей, каждый решает самостоятельно.  С внучкой мы начали с просмотра замечательного мультика «Мама для мамонтенка» и  игр с книжкой,  которую сшила бабушка.
С естественных вопросов:
-  А где  они сейчас?
- А почему вымерли?
- А как узнали о них?
 (фото 1)

Познакомились со знаменитым мамонтёнком по имени Дима. Узнали, где его нашли и почему ему дали такое имя?

Познакомились со знаменитым мамонтёнком по имени Дима. Узнали, где его нашли и почему ему дали такое имя? (фото 2)

Узнали про мамонтёнка Женю и девочку-мамонтёнка, которую назвали Любой

Узнали про мамонтёнка Женю и девочку-мамонтёнка, которую назвали Любой (фото 3)

Поиграли словами. В этом нам помогли стихи Михаила Яснова
Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А внучонт
Сидел на крылечке
И свёртывал хобот
В колечки.

	Поиграли словами. В этом нам помогли стихи Михаила Яснова
Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А внучонт
Сидел на крылечке
И свёртывал хобот
В колечки.
 (фото 4)

Прочитали сказку про любознательного мамонтёнка Диму и его друга.

И возникли новые вопросы:
- А лоси жили в то время?
-А белочки, зайчики и лисички?
Искали все. Учились задавать вопросы в поисковике .

 Прочитали  сказку про любознательного  мамонтёнка Диму  и его друга. 

И возникли  новые вопросы:
-  А лоси  жили в то время?
-А белочки, зайчики и лисички?
 Искали все. Учились задавать вопросы в поисковике .
 (фото 5)

Вот каких животных, героев сказки В. Кудрина, мы нашли на наскальных рисунках.

- А зайчика? Не нашли? – грустно спросила Анечка.

Вот каких животных, героев сказки В. Кудрина,   мы нашли на наскальных рисунках.

- А зайчика?  Не  нашли? – грустно спросила Анечка. 
	 (фото 6)

И тут чей-то папа порадовал нас зайчиками, высеченными на скалах в Карелии.

Все обрадовались, а девочка заулыбалась.
И только Владик задумчиво тянул руку.
- Тебя что-то смущает?
- А проверять будем?
- А как вы думаете?
Нехотя соглашаются. Усвоили, что проверка нужна обязательно. Не обсуждается

	И тут чей-то папа порадовал нас зайчиками, высеченными на скалах в Карелии.
	
Все обрадовались, а девочка заулыбалась.
И только Владик задумчиво тянул руку.
- Тебя что-то смущает?
- А проверять будем?
- А как  вы думаете?
	Нехотя соглашаются. Усвоили, что проверка нужна обязательно. Не обсуждается
 (фото 7)

Все уткнулись в гаджеты.
- Нашел!!!!
Все разглядывают находку.
- Но наскальные рисунки трогать нельзя, их нужно охранять, - забеспокоился Олежка.

 Все уткнулись в гаджеты.
- Нашел!!!!
Все   разглядывают находку.
- Но наскальные рисунки  трогать нельзя, их нужно охранять, - забеспокоился Олежка.


	 
 (фото 8)

Успокаиваем. «Долина зайцев» создаётся усилиями простых людей, всех - кто не равнодушен, всех, чьё имя будет записано в историю Карельского края. Подобно древним Карелам, жившим на берегах седого озера Онего 5 тысяч лет назад и создававшим наскальные рисунки - Петроглифы, энтузиасты создают Петроглифы XXI века».
Сергей Гапанович проводит мастер-классы, где учит всех желающих резке по камню.
«Долина зайцев» - это 1000 зайцев, зайчиков и зайчих, которые греются в лучах солнца на скалах. Аку, Иту, Ахти, их сестрёнка Лилуай, и младшенький Лакки - уже собрались, чтобы с их помощью вы тоже могли стать частью вековой истории.
Зайцы в Долине разные, у каждого свой характер, номер и имя. Здесь живут Гном, Снуп, Вихо, Жемчужина, Счастливая Лапка, Мелюзга и другие. Есть даже целое семейство Лапиковых: Анатолий, Маруся, Федя и Надежда Патрикеевна.

- Да, проверка была нужна, согласились единогласно. Такая долина всем понравилась.
- И морковка для зайчика есть, -успокоилась Анечка.

Успокаиваем. «Долина зайцев» создаётся усилиями простых людей, всех - кто не равнодушен, всех, чьё имя будет записано в историю  Карельского  края. Подобно древним Карелам, жившим на берегах седого озера Онего 5 тысяч лет назад  и создававшим наскальные рисунки - Петроглифы, энтузиасты  создают  Петроглифы XXI века».
	Сергей Гапанович проводит мастер-классы, где учит всех желающих резке по камню.
 «Долина зайцев» - это 1000 зайцев, зайчиков и зайчих, которые греются в лучах солнца на скалах. Аку, Иту, Ахти, их сестрёнка Лилуай, и младшенький Лакки - уже собрались, чтобы с их помощью вы тоже могли стать частью вековой истории.
	Зайцы в Долине разные, у каждого свой характер, номер  и имя. Здесь живут Гном, Снуп, Вихо, Жемчужина, Счастливая Лапка, Мелюзга и другие. Есть даже целое семейство Лапиковых: Анатолий, Маруся, Федя и Надежда Патрикеевна.

- Да, проверка была нужна, согласились единогласно.   Такая долина всем понравилась. 
- И морковка для зайчика есть, -успокоилась Анечка.

 (фото 9)

Все дружно дома решили ещё поискать.

Проверка домашнего задания была строгой.
Нашли пещерного медведя.

Все дружно дома решили ещё поискать. 

	Проверка домашнего задания была строгой.
	Нашли пещерного медведя.
 (фото 10)

И огромного кота.
Решили еще раз проверить и узнать, где же находится такой большой кот. Искали по снимку источник публикации.

И огромного кота. 
 Решили еще раз проверить и узнать, где же находится такой большой кот. Искали по снимку источник публикации. (фото 11)

Дети подросли, но к мамонтам мы возвращались снова и снова. Решали новые задачи.
Как узнать, чем питалось вымершее животное? Мясом или листьями? Зубы хищников и растительноядных животных, как правило, хорошо различаются.
Ученые установили, что этот вот шерстистый мамонт, чучело которого сейчас находится в музее, питался ветками лиственницы, ивы, ольхи, березы.

  Дети подросли, но к мамонтам мы возвращались снова и снова. Решали новые задачи.
	Как узнать, чем питалось вымершее животное? Мясом или листьями? Зубы хищников и растительноядных животных, как правило, хорошо различаются.
	Ученые установили,  что этот вот шерстистый мамонт, чучело которого сейчас находится в музее, питался ветками лиственницы, ивы, ольхи, березы. 
 (фото 12)

- А что кушал мамонтенок? Он ведь маленький, до веток деревьев не достанет.
- Давайте подумаем.
- Травкой.
- Да, он питался травой: мхами, лютиками и другими растениями тундры.

- А что кушал мамонтенок? Он ведь маленький, до веток деревьев не достанет. 
-  Давайте подумаем.
- Травкой.
- Да, он питался травой: мхами, лютиками и другими растениями  тундры. 

 (фото 13)

«Все лютики для нас ядовитые растения, поэтому даже пробовать их нельзя! А для мамонтов они были вполне съедобны. И еще ел Дима небольшое растение щавелёк, или Щавель малый. Из листьев другого Щавеля – кислого, мы варим щи».
Об этом мы узнали из статьи
«Детское питание для мамонтенка»
Автор: Алексей Пахневич | 16.01.2012 17:37:30 |

«Все лютики для нас ядовитые растения, поэтому даже пробовать их нельзя! А для мамонтов они были вполне съедобны. И еще ел Дима небольшое растение щавелёк, или Щавель малый. Из листьев другого Щавеля – кислого, мы варим щи».
	Об этом мы узнали из статьи 
«Детское питание для мамонтенка»
Автор:  Алексей Пахневич | 16.01.2012 17:37:30 |

 (фото 14)

- А как это ученые узнали, кто им это рассказал? Рисунков наскальных с травой мы не видели.
- Все верно. Но иногда, по самой счастливой случайности, палеонтологи могут определить точный состав пищи вымершего животного, и узнать какие конкретно листья оно предпочитало при жизни.
- А кто им помог узнать?
- Сам мамонтёнок Дима и рассказал. Вернее его желудок. Эти травы и нашли в желудке мамонтёнка.
Большая удача, если ученые найдут скелет животного в хорошей сохранности. Это хорошо сохранившиеся скелеты рыбы и ящерицы.

-  А как это ученые узнали, кто им  это рассказал? Рисунков наскальных  с травой мы не видели. 
	 - Все верно. Но иногда, по самой счастливой случайности, палеонтологи могут определить точный состав пищи вымершего животного, и узнать какие конкретно листья оно предпочитало при жизни.
- А кто им помог узнать?
- Сам  мамонтёнок Дима и рассказал. Вернее его желудок.  Эти травы и нашли в желудке мамонтёнка. 
	Большая удача, если ученые найдут  скелет животного в хорошей сохранности.  Это хорошо сохранившиеся скелеты рыбы и ящерицы.
 (фото 15)

Но чаще ученые находят только отдельные кости животных. И совсем непонятно нам, кому они принадлежат.

Но чаще   ученые находят только  отдельные кости животных. И совсем непонятно нам, кому они принадлежат. (фото 16)

Но ученые выяснили, как выглядели предки зайца, лисицы и ежа. Иногда по одной или нескольким костям ученые восстанавливают облик животного. А это очень трудоёмкая работа.

Но   ученые выяснили, как выглядели предки зайца, лисицы и ежа.  Иногда по одной или нескольким костям ученые восстанавливают  облик животного. А это очень трудоёмкая работа. (фото 17)

Предлагаю попробовать и вам.
Представим, что мы нашли две похожие кости, установили, что одно животное жило на тысячу лет старше другого. Кости принадлежат мамонтам, жившим на острове Врангеля в Северном Ледовитом океане.
- Сейчас кости лежат в музее на одинаковой подложке. Давайте её внимательно рассмотрим.
- Можем ли мы точно сказать, какая кость больше, а не фотограф изменял размер снимка?
- Положить линеечку!
Пришли к выводу, что это невозможно.

Предлагаю попробовать и вам. 
	Представим, что  мы нашли две похожие кости, установили, что одно животное  жило на тысячу лет старше другого. Кости принадлежат мамонтам, жившим на острове Врангеля в Северном Ледовитом океане. 
	- Сейчас кости лежат в музее на одинаковой подложке. Давайте её внимательно рассмотрим. 
-  Можем ли  мы точно сказать, какая кость больше, а не фотограф изменял размер снимка?
- Положить линеечку!
 Пришли к выводу, что это невозможно.
 (фото 18)

- Верхняя кость больше: она занимает больше пяти квадратиков, а нижняя - только около четырех.
-Вспомним, что жили эти мамонты на земле с разницей в тысячу лет.
- А они как мама и сынок?
- Нет, эти мамонты оба взрослые животные.
- Если верхний жил раньше, то потом мамонты стали уменьшаться в размерах.

- Верхняя кость больше: она занимает  больше пяти квадратиков, а нижняя -  только  около четырех.
-Вспомним, что жили эти мамонты на земле с разницей в тысячу лет.
- А они  как мама и  сынок?
- Нет, эти мамонты оба взрослые животные.
- Если верхний жил раньше, то потом мамонты стали уменьшаться в размерах.
 (фото 19)

"Медведь на этой картинке вполне современных размеров, а вот мамонты — сущие карлики, в холке лишь на две головы переросшие человека и весившие не более трех тонн (при «стандартном» весе самца мамонта 6–8 тонн). И такая сцена могла произойти всего около четырех тысяч лет назад на острове Врангеля — последнем прибежище мамонтов на нашей планете". Нижняя кость и принадлежит такому мамонту с острова Врангеля.
Об этом мы прочитали в журнале «Вокруг света» №1, 2008 года.
Вывод мы смогли сделать сами!
Вот о чем нам рассказали две кости мамонтов!!!

"Медведь на этой картинке вполне современных размеров, а вот мамонты — сущие карлики, в холке лишь на две головы переросшие человека и весившие не более трех тонн (при «стандартном» весе самца мамонта 6–8 тонн). И такая сцена могла произойти всего около четырех тысяч лет назад на острове Врангеля — последнем прибежище мамонтов на нашей планете". Нижняя  кость и  принадлежит такому мамонту с острова Врангеля.
	Об этом мы прочитали в журнале «Вокруг света» №1, 2008 года.
	 Вывод мы смогли сделать сами!
Вот о чем нам рассказали две кости мамонтов!!!
 (фото 20)

Послесловие.

Послесловие. (фото 21)

Встреча с динозаврами у нас впереди.

Встреча с динозаврами у нас впереди. (фото 22)

 Вот так мы знакомились с интересной наукой "Палеонтологией".   Детям было очень интересно и совсем не сложно.

  Чему учились?

- Задавать вопросы,  изменять их, чтобы получить тот ответ, который нам нужен.  С первого раза не всегда получалось.

-   По найденной картинке искать  автора и источник публикации.

- В очередной раз убедились, что информацию нужно обязательно проверять.  Долина зайцев нам понравились, но к палеонтологии она не имеет никакого отношения.

-  Учились элементам индукции и дедукции.

 (Но об этом знает только педагог).

- Прибегали к помощи старших братьев и родителей.

ПОЖАЛУЙСТА, ЕСЛИ ПОСТАВИЛИ ЛАЙК,  НАПИШИТЕ ДВА СЛОВА, ДЛЯ КОГО ВЗЯЛИ.

Идея и разработка  авторские, принадлежат мне

  • Ссылка при использовании материала обязательна

  •  Снимки из свободного доступа взяты для иллюстрации текста. 
  • Источники:
  • «Детское питание для мамонтенка», автор:  Алексей Пахневич | 

  • Журнал "Вокруг света"   1, 2008 год, стр. 28-35 
  •  Начало здесь:"Встретил я в лесу ежа" https://podjem-tal.ru/node/1246390
  •  Палеонтология грустные размышления https://podjem-tal.ru/node/1246497
  • Продолжение следует

 

Наталья Оскорбина

Молодцы!!!цветыбравоблагодарю

Татьяна Михайловна

Рада, что заглянули! Рада знакомству!привет

ЛиЛеКа

Мне было ОЧЕНЬ интересно! Спасибо большое, Татьяна Михайловна, за ваш труд!  благодарю

Татьяна Михайловна

Может, кому-нибудь пригодится.  Никаких материальных затрат,  только желания учить детей думать.