Поделиться:
Народные промыслы имеют одну отличительную особенность - если угодило родиться, в такой деревне (например Семино или Городец или Пермогорье и т.д.), то никто не будет спрашивать умеешь ли ты рисовать. Садись и рисуй!
Поэтому за столетия росписи по дереву были выработаны определённые схемы, очень простые,но позволяющие любому человеку создать красивый рисунок.
В этом МК постараюсь доступно рассказать о построении цветка и ветки на примере Полхов-Майдана. Есть 2 основных вида расположения цветка:
1. Цветок "вид с верху", когда при взгляде сердцевина цветка совпадает с серединой круга - тут обычно при рисовании особых затруднений не бывает;
2. Цветок " вид с боку", когда он как бы развернут в ракурсе - вот на этом типе хочу остановится по подробнее.
Цветок с бокового ракурса так же строится от круга. Для того чтобы правильно расположить середину делим круг ( на глаз) на 3 части и опускаем серединку на 2/3.
В маленьком круге рисуем бутон из лепестков, а в большом формируем венчик вокруг. Если цветок аккуратно вписан в такую схему, то он всегда соразмерен по массе и выглядит аккуратно.
Когда середина меньше чем 2/3 создается ощущение, что она прилеплена к цветку или подпрыгнула; если лепестки венчика вылезают из круга или не дотягивают до него, то цветок смотрится расползшимся.
Форма лепестков и бутона может быть разная.
Для предания лепесткам заостренной формы, как бы описываем уголок по округлому лепестку.
Композиция в букете так же как и у цветка бывает двух видов ( я сейчас не говорю о орнаментальных полосках, пряниках и видах росписи с рассеянной композицией).
Букет "вид сверху":
1. в центре самые крупные цветы ( 2-3-4- 5, более пяти не желательно), если цветов больше 2-х, то слегка разбиваем их по размеру -какие-то немного крупнее, какие-то мельче (но в другую весовую категорию не переходим );
2. Потом крупные листья, если лист выглядывает из под цветка, то только на 1/3 ( помним, что где -то там под цветком он крепится к стеблю, поэтому весь мы его увидеть не можем);
3. Между крупными листьями распределяем второстепенные элементы ( ромашки,фрезии, незабудки,бутоны и т.п.);
4. Распределяем мелкие листья -крупные и мелкие листья должны в сумме создать общий фон на котором лежат цветы - они как связующий элемент. Но стопроцентно забивать фон листьями не надо, должны быть "продыхи" фона, иначе будет куча-мала ( если же листьев очень много по задумке, то их стараются по по тону максимально приблизить к цвету фона ( такой прием в Жостово есть, когда в глубине листья почти сливаются с фоном);
5. Дополняем композицию ягодками ( следим за тем, что бы не потерялась связь со стеблем, а то будет выглядеть как-будто они от соседнего букета прикатились);
6. самые последние - былочки - они делают букет легче, их тоже совсем чуть-чуть, а то увлекшись красотой можно перегрузить букет.
Букет "вид с боку" - тут опять несколько сложнее
1. Всегда помним где у нас ветки!!!! Есть несколько святых правил:
а. Ветки всегда идут по кругу и отходят друг от друга- никаких ломаных линий;
б. Ветка всегда идет через центр цветка - тогда не будет ощущения, что он с нее упал;
в. Цветок всегда смотрит по направлению ветки - тогда не будут приходить в голову мысли, о том что его прибили к ветке ;))).
2. В остальном композиция строится по тем же этапам, что и " букет, вид сверху" - в центр самые крупные цветы ( они получаются тогда на самых толстых ветках) - цветы поддерживаются крупными листьями - дополняем композицию второстепенными элементами и формируем общую массу мелкими листьями - оживляем все ягодками и совсем мелкими цветами - былочки слегка смягчают переход в фон ( на этой картинке былочки забыла порисовать)
Всегда думаем, что к чему крепится веточкой, тогда композиция будет логичной.
Листики так же выглядывают из под цветка на 1/3.
Что бы было понятно как идут ветки, рисую их сверху элементов ( но при росписи это надо делать в уме)
Позднее еще добавлю примеров, спать очень хочется ( ушла рисовать образцы)
Спасибо!!! давно хотела узнать об этом. Ещё будте добры расскажите про краски, нужно ли масло для работы если рисуешь на заготовке.
Масло однозначно нужно для Хохломы и Башкирки, там по олифе другие краски не подойдут;
Урало-сибирскую ( роспись двойным мазком, когда на кисть с разных сторон набирают разную краску и при мазке получается переход тона (у этой техники несколько названий)), тоже лучше маслом, но иногда ее делают темперой;
Полхов-Майдан традиционно делается анилиновыми красителями ( те, которыми шерсть красят), но можно заменить их акварелью;
Городец - традиционно делается маслом или темперой - при желании можно делать гуашью ( можно с добавлением акварели);
Северная Двина ( Пермогорская, Борецкая, Ракульская) традиционно делаются темперой, можно акварелью или гуашью;
Мезенская - традиционно на природных красителях ( красные и желтые глины, сажа) с добавлением казеина, можно гуашью,хуже акварелью ( акварель слегка клеится к рукам);
Семеновская ( лессировка) - традиционно не помню, а мы в училище делали акварелью с белилами;
Дерево перед работой стоит загрунтовать, особенно перед акварелью и гуашью, а то будет растекаться и плохо кисточка скользит. Мы этот вопрос вот тут в комментариях обсуждали https://podjem-tal.ru/node/129939#comment-976250
Спасибо и за информацию про краски, и за полезную ссылочку. Каким то образом пропустила такую интересную тему. На выставке народных промыслов попробовала рисовать Урало-сибирскую роспись, так прям за душу взяла. Красота рождаемая в простоте.
Да, двойной мазок очень эффектно выглядит - но ее мы в училище делали только маслом, по темпере к сожалению дать совета не могу. Зато построение композиции там совершенно аналогичное, надеюсь данная тема очень пригодится. Такая же схема в Семеново и в Хохломе ( только в Хохломе она рассеянная и соблюдается правило куста ( расскажу об этом позднее). Аналогичное построение цветка в Городце, Хохломе, Северной Двине, Урало-Сибирской.
Спасибо, очень пригодится!
Очень рада ,что понравилось .
Большое спасибо. Очень интересно.
Буду рада, если пригодится.
Очень пригодиться!
Большое спасибо, интересно! До сих пор знакомилась с этой росписью "на глаз", по готовым картинкам.
Спасибо, у вас очень красивые работы по росписи, но иногда есть маленькие тонкости, которые здорово облегчают жизнь. Буду рада, если мои МК окажется полезным, но он все-таки не совсем по Полхов-Майдану, здесь некоторый усредненный вариант для композиции вообще, на примере данной росписи.
огромное спасибо! очень познавательно!
Спасибо. Я его еще немного дополню, примерами веток, и возможно хватит сил показать пару примеров построения композиции в полосе.
Спасибо огромное. Столько узнала для себя. Обязательно пригодится.
Сейчас живу в Павловском Посаде, думаю вы знаете что - нибудь о росписи платков.
Если не сложно расскажите что - нибудь.
Буду очень признательна!
Спасибо!!!
После того как Наполеон привез в в Европу кашмирские шали из шерсти, которые мгновенно вошли в моду и стоили от 1000 до 15 000 рублей ( целое состояние), русские мастера тоже стали делать шали из шерсти. Буквально за несколько десятилетий мастерство и сложность исполнения шалей поднялось на невероятную высоту. На русских фабриках была выработан особый прием обработки пуха тибетских коз, вигоней и сайгаков - моточек пряжи в 13 грамм содержал нить длинною в 4500м. Эта тончайшая шерсть позволила применять европейский орнамент, который предполагал более сложную цветовую гамму; так если турецкий узор насчитывал в себе от 5 до 15 оттенков, то в европейском применяли соединение до 60 различных теней в цветах и листьях. В то время шерстяные ткани еще не печатали, а ткали закладной (паласной) техникой. Стоимость такой шали оставалась все также неимоверна высока, правда компенсировалась ее чрезвычайной прочностью.
Во второй половине 19 века для удешевления и доступности продукции для шалей начинают применять набивную технику. Техника набивных тканей была известна на Руси уже с 12 века. Изначально
напечатывали рисунок на хлопковую или льняную ткань природными
красителями на масляной основе. В это время ведущее место начинают занимать Павлово-Посадские платки. До середины 20 века узор печатался в ручную, а с 1957 года стали применять специальные станки.
Посмотреть на шали можно тут:
Книга "Русские шали", Г.А. Макаровская, изд. Москва 1986г., с очень хорошей вводной статьей об истории шалей.
В интернете
( фотографии из книги "Русские шали")
Сайт Сергеево -Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника http://www.musobl.divo.ru/colln_shali.html