Поделиться:
Как указывает БСЭ: " Папье-маше (франц. papier m?ch?), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением "
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол.
Говорят, что секрет папье-маше немецкий мастер Фридрих Мюллер узнал у французского солдата (откуда его узнал солдат, история умалчивает). Он тут же сообразил, что теперь не надо изготавливать каждую куклу индивидуально, а можно сделать одну форму и наладить серийный выпуск игрушек. Так была основана немецкая кукольная индустрия. У папье-маше, по сравнению с деревом, было множество достоинств. Это был, помимо всего прочего, материал недорогой и легкий. Его небольшой вес позволял перевозить изделия в больших количествах. А это было важно, так как немецкие и французские кукольные мастера не только соревновались друг с другом, но и сотрудничали. Немецкие кукольники отправляли во Францию хорошенькие головки из папье-маше. А французы пришивали эти головки к кукольным туловищам из розовой лайки и наряжали кукол в модные платья.
В современных творческих мастерских работу с папье-маше можно разделить на 2 вида. Первый – изготовление объёмных деталей. В данном случае из пластилина лепится основа, которая, затем, обклеивается кусочками тонкой бумаги в несколько слоёв. В качестве клеящего состава, чаще всего, используется мучной клейстер. Далее полученная деталь отделяется от пластилиновой болванки, ещё раз проклеивается и после просушки грунтуется, раскрашивается и лакируется. Таким способом можно сделать всё, что угодно: кукол, посуду, ёлочные украшения, маски и т.д.
Второй вид – это изготовление массы папье – маше. С помощью массы можно имитировать древесную кору, различные ландшафты. Проще сказать – на плоскости, например картинной, создаётся объёмное изображение. Когда масса высыхает, начинается работа красками, чаще гуашью, акриловыми аэрозолями. Закрепляется работа бесцветным лаком, если в этом есть необходимость.
Для приготовления массы папье – маше нам понадобятся:
? любая, быстрорастворимая в жидкой среде, бумага (бумажные салфетки или полотенца, туалетная бумага, «клетки» из-под яиц).
? вода
? обойный клей «Буровой»
? ёмкость для замешивания массы
? столовая вилка
Масса папье – маше делается очень просто. Берём бумагу. Мы чаще всего используем туалетную бумагу. Рвём её мелкими кусочками. Предварительно готовим раствор клея. Клей берём обойный «Буровой». Он недорогой, а объём полученной массы достаточно большой (1 упаковка клея на 3- 5л воды). Раствор клея в закрытой посуде может храниться достаточно долго, не меняя своих качеств. Наливаем в глубокую посуду подготовленный клей, постепенно добавляем в него рваную бумагу. Всё тщательно перемешиваем вилкой (она удобнее всего). В результате получается кашица. Она должна быть не слишком водянистой и не слишком сухой. При надавливании на неё вилкой, жидкость выделяться не должна, а сама кашица свободно продавливается между зубцами.
"Загадка Египта". Так называется работа моей ученицы Дайнеко Олеси. На её примере я и проведу мастер-класс.
На лист ДВП или фанеры (другой материал не подходит, деформируется) наносим рисунок простым карандашом. Затем по этому рисунку с помощью вилки наносим массу папье – маше тонким слоем.
Этой же вилкой создаём рельефную поверхность: остриём вилки делаем «мох», а прижимая массу лезвиями вилки, получаем «кору». Выпуклые места делаются дополнительным слоем массы, но слишком толстым слоем не увлекайтесь. Он будет очень долго сохнуть.
Массу замешивайте тщательно. Было бы неплохо, чтобы она постояла 2-3 часа. Мы, обычно, оставляем массу на ночь. Она хорошо "настаивается", делается вязкой, легко формуется. Если на неё надавить вилкой, она должна легко просачиваться между зубцами.
Для выделения контуров на массе мы используем любые подручные средства: линейка, стека для пластилина и т.д. Здесь как раз хорошо видно, как с помощью линейки Олеся выделяет контур песчаного бархана.
На этом фото так же видно, что пирамиды гораздо светлее, чем та часть, над которой работает Олеся. Это уже высохший слой массы. Сохнет работа, в среднем, сутки. На сквозняке. В сырую погоду несколько дольше. Если в работе предусмотрен природный материал:камни, коряги, ракушки..., то их распологаем на сырой массе, чтобы получился отпечаток. Затем работу сушим, раскрашиваем и потм наклеиваем детали природного материала.
Как раскрашиваем? Используем гуашь, акрил, или аэрозольные краски. Это кому что нравится. Гуашь дешевле, а возможности даёт больше. Краска по консистенции должна быть, как сметана. Кисть "шетина" не слишком мокрой. Краску вбиваем в поверхность, держа кисточку перпендикулярно к плоскости.
Наносим основные цвета. Затем оттенки. Когда работа красками закончена, тщательно просушиваем.
Последний штрих-2-3 слоя бесцветного лака. Поверхностьстановится блестящей, за ней легко ухаживать.
Масса папье-маше очень хорошо сочетается с другими техниками.
Вот "Подводный мир". В основе папье-маше. Рыбки-декупаж. Кораллы-кипарисовые веточки. Здесь и гриб-трутовик, маленький, кучерявенький; ракушки, "крабики" для волос в виде ракушек и настоящие ракушки, мелкиу камешки. В ход пошло всё.
Галерея работ учащихся. "Горная дорога". Автор- Дайнеко Олеся.
"Водопад". Автор- Надя Борисенкова.
"Морское дно". Автор-Саша Абаштамова.
А этот водопад от Ани Степановой.
Тема космоса. Автор- Олеся Дайнеко.
"Русь". Работа Полины Шатерниковой.
Здесь техники: папппликация из крупы, природный материал, масса папье-маше.
Проект Ирины Заболотной "Старый замок". Тоже смешанная техника. Замок и левая часть берега-масса папье-маше, берег справа-"мокрая" ткань и природный материал.
Ещё одна дорога в горах.
Автор работы- Заболотная Ирина.
Работа Сабины Амбарцумян.
Горы, реки, водопады...
Автор этой работы-Яна Саркисян.
Остров, пальмы и кокосы...
Вновь Египет. Работа Русудан Гиоргобиани.
Творческий процесс. Руся работает с массой.
А это уже завершающий этап.
"Старый замок". Автор-Маша Хачатурян.
Тема Египта очень нравится девочкам.
А вот и автор работы- Ясмина Валевац.
Когда мы осваиваем приёмы работы в технике папье-маше, то упражняемся на морских доньях. Работы, как правило, получаются очень оригинальные. С одной стороны-похожие, а с другой-разные...Посмотрите...
Этот лапуля тоже выполнен из массы папье-маше.
Старая шкатулка после реставрации массой.
Автор работы-Сабина Амбарцумян. Чего тут только нет!!!
На заднем плане зелень-это масса папье-маше.
Беседку мастерила из спичек и шашлычных палочек (деревянных).
Доимк из массы. Всё остальное-природный материал и мелкие искусственные цветочки.
Творческий процесс. Эскиз беседки прорисован карандашом. Вокруг беседки наносится масса.
Работа гуашью.
Последние штрихи.
Обработка лаком.
"Водопад". Автор работы - Настя Чугаева.
Крупный план.
А этот водопад сделала Катя Шпичка.
Крупный план.
Тоже красивая работа. Автор - Ксюша Петрова.
Это серия работ "Магия воды", автором которой является Кислая Валентина.
Масса папье-маше очень удобна в работе. Легко изготавливается, легко наносится. Работы в этой технике смотрятся эффектно. Затраты минимальные. Отходов никаких. Дело в том, что остатки массы не пропадают:
Способ №1. Если вы в процессе работы массу не израсходовали до конца, накройте мисочку, в которой осталась масса крышкой или целлофановым пакетом. Масса сохранит свои свойства втечение недели, а то и дольше.
Способ №2.
Если вы в процессе работы массу не израсходовали до конца и в ближайшие дни не планируете вернуться к этой работе, то остатки массы не выбрасывайте:
а). Раскидайте массу комочками по бортикам мисочки или на пластиковой дощечке, дайте высохнуть. Получившиеся сухие комочки можно использовать для имитации камней, крон деревьев...Мало ли как фантазия подскажет! Их просто крепят с помощью клея "Дракон" или "Титан", можно термопистолетом. Раскрашивают гуашью. Без проблем!
б). Дайте оставшейся массе просто высохнуть. При необходимости, в неё опять можно добавть немного клея или даже воды и вновь использовать по назначению!
Техника прекрасно сочетается с другими техниками, даёт простор фантазии.
Всем удачи, терпения, вдохновения!
Интересные работы!
Любасик, спасибо за комментарий. Я ещё загружаю материал.
Очень интересная техника!Очень красивые работы и очень талантливые дети!
Спасибо, Taya. Очень приятно.
СУПЕРРР!
Колоссальные детские работы...профессионализм учителя ...и вот резулЬтат: великолепная галерея высококлассных картин!!!
МОЛОДЦЫ!!!
Большое спасибо, Наталья, за столь высокую оценку нашего творчества!
Преклоняюсь перед Вашим мастерством и талантом!!! Вашим ученикам очень повезло!!! Рада, что могу у Вас поучиться такой интересной технике!!!СПАСИБО!!!
Спасибо, terry, за столь лестный отзыв о моей работе. Это приятно. Рада быть полезной.
Сколько красивых и интересных работ вы нам показали!!! Спасибо за "рецепт" папье-маше!!!
Здравствуйте, Ларисочка! За рецепт-пожалуйста, а за комментарий-спасибо. Рецепт проверенный, а главное -недорогой.
Чудесни работи!!!!!!!!!! Поздравления за учителя и учениците!!!!!!!!!!!
Большое спасибо, Стоянка! Вам творческих успехов!
Ох ничего себе!!! Извините,я просто в шоке,ничего подобного не видела Спасибо за вашу выставку,мастерицам большой привет и творческих успехов !!!! Вам спасибо за МК!!!
Как приятно получать такие комментарии, СолНыш_Ко! Спасибо!
Какая же Вы молодец! Какие талантливые и трудолюбивые детки! Замечательные работы! Спасибо за доставленное удовольствие от работ! Они ВСЕ чудесные и сказочные! И отдельное огромное спасибо, что поделились техникой их создания!
Рада быть полезной и огромное спасибо, Татьяна, за комментарий!
Талантливые дети у талантливого педагога!!! Огромное спасибо за красоту и науку!!!
Спасибо, Харузина, за столь высокую оценку нашего труда! Вам-удачи!
Не думала что таким образом можно еще и такие шедевры делать!!!...Молодцы....Я вчера тоже взялась за эту технику, была просто в восторге, масса такая податливая, прелесть....Я довольна...
Здравствуйте, незнакомка! Если эту массу нанести на бутылку, к примеру, то получается поверхность, имитирующая древесную кору. Надо только соответствующе раскрасить. Мне очень приятно, что мой опыт вам пригодился! Вдохновения вам и творческих успехов!
Чудесные картинки и техника интересная! забрала в избранное,поизучаю на досуге
Спасибо, Юлия П_и_Л, за комментарий. Думаю, что эта техника вам понравится в работе. Удачи!
Какие прекрасные работы! Картины очень понравились.
Спасибо, Таня, за комментарий.
Спасибо за подробные объяснения и работы!
Приятно, если этот материал вам понравился. Спасибо, Наталья, за комментарий!
Работы бесподобные,прям все рождены художниками ,потрясающе красиво!!!!
Спасибо, Олечка! У у вас очень интересные идейки с макаронами (карандашницы). Взяла себе в копилку. Спасибо.
И Вам спасибо!!! У меня ещ дама есть из макарон,Ваши замечательные девочки такую легко осилят
https://podjem-tal.ru/node/181502
А я уже вернулась!!!
Вот ещё разок заглянула полюбоваться вашими произведениями.Вот сижу и думаю,с каким классом мне такое попробовать
С возвращением! А я сейчас в отпуске, кайфуем с внучкой. Я работаю с детьми с 5 по 11 класс. Так вот 5-иклашки с папье-маше вполне успешно справляются.
А сейчас разрыв в отпуске,ещё недельку и я снова гуляю .У меня детки с 1-по 11классы,да вот фиг два родители помогут чем нибудь,хотят чтоб интересно и из воздуха,на меня муж ругается,говорит уже весь дом перетащила,пора прописку менять.
Ира,а такие работы на доп.занятиях делаете?
Олечка!!!!!Проблемы те же самые!!!!!Как мне это всё знакомо! Родители практически ничем не помогают, но я привыкла. Иначе ничего добиться невозможно. За все годы моей творческой деятельности с детьми лишь одна семья помогает от души, а так, в основном, всё сама. Это у меня внеурочная работа. Творческое объединение Академия "Умелые руки" (это дети, как правило, девочки, с 5 класса и до...). Потом, с 14 лет они ко мне ходят на курсы "Дизайн предметов интерьера", занимаются год, защищают проект и получают "корочку". А на уроках чётко следуем программе. Так вот и работаем!
Как всё знакомо,ведь с их детьми.....,а ведь по большому счёту просим то хлам не нужный в основном.,но.... вот так
Я первые год-два пыталась чего-то добиться, но глухо. А сейчас приспособилась. Природного материала как ни крути, а всё равно запасаю много, а всё остальное-дело случая. Потом, когда дети начинают работать, я ставлю условие- если работа выполняется из моего материала, то она остаётся у меня. А дальше: выставки, конкурсы...работы в моём распоряжении. Те, кто сам собирает материал (есть и такие), они уж сами распоряжаются своими работами. Только вот на конкурсы как-то не очень любят отдавать работы. Оля, если есть эл.адрес, скиньте, а то через Страну Мастеров как-то не очень удобно вести такую переписку. Пока-пока!
Пишу в личку,а пока ни кто ничего ниже не дописал,можно то сообщение подтереть (адрес почты)
очень красиво, были бы вы в москве, пошла бы к вам учиться. восхищаюсь работой
Спасибо за комментарий, Оlenkamedvejonok! Да, живём далековато друг от друга, но благодаря сайту Страна Мастеров, расстояния зна-а-а-а-ачительно сокращаются и дают возможность не только общаться друг с другом, но и делиться своими наработками. Это здорово!
Восхищена!!!
Анечка, спасибо за комментарий! Очень приятно!Удачи в творчестве и учёбе!
Спасибо за прекрасное объяснение! Работы очень красивые! Будем учиться.
Леночка, спасибо за визит! Удачи Вам и вдохновения!
Спасибо за мастер-класс. Попытаюсь научиться сама, а затем научить детей. Я не предполагала, что из бумажной массы можно сделать столько интересных вещей.
Здравствуйте, Любовь Ивановна! Рада быть полезной. Техника, действительно, очень простая и недорогая, что, согласитесь, немаловажно. Удачи!
Ирина, спасибо большое за такой бесценный МК. Два часа сижу, как зачарованная вашими и ваших детей работами. Давно присматриваюсь к папье-маше, у вас нашла же столько нового и интересного для себя. Я пожалуй отпишусь сразу за все ваши работы. Ни одной не пропустила, все привлекает внимание, а сколько вских мелких деталей, всяких разных "прибамбасиков", которые я очень люблю и которые просто заслуживают отдельной похвалы. Еще раз с огромной благодарностью за ваши великолепные работыА теперь посылаю розы
Здравствуйте, Ликма! Очень благодарна вам за комметарий. Приятно, что наша работа вам пришлась по нраву. Это здорово. Этой техникой сама не перестаю восхищаться, чем дальше её постигаешь, тем больше осознаёшь её универсальность и доступность. Дёшево, практично, эстетично...За розочки спасибо! Пусть вам сопутствуют удача и вдохновение!
Ириночка, спасибо Вам за такой прекрасный МК. Ваши работы вдохновляют на желание повторить такое чудо, такую красоту. Подскажите, пожалуйста, когда
Вы выкладываете массу на нарисованную картину, как контуры в середине рисунка с
массой разделяете? Или Вы ждете, когда
высохнет и по сухому рисуете все контуры по папье-маше через копирку. Для
ясности своего вопроса, вставляю фрагмент Вашего объяснения о работе с пшеном (Выполненный из пшена контур, после того,
как он высохнет, обводим мягким простым карандашом. Просто проводим грифелем
карандаша по поверхности зёрен. Когда мы заложим пшеном весь рисунок,
карандашный контур позволит нам видеть, где какая часть изображения находится.),
а как Вы контуры выполняете из папье-маше? И еще, если у Вас смешанная техника,
то Вы все равно сначала приклеиваете материал, а затем на него папье-маше, или
ткань вставляете между папье-маше? И еще, я Вас замучила вопросами, Вы когда раскрашиваете
картины, сначала светлыми цветами раскрашиваете, а поверх темными, или сразу в палитре
готовите нужный цвет. Извините за столько вопросов, я решила со своими
ученицами что-то подобное сделать, но сначала нужно самой опробовать эту
технологию, а затем с ученицами.
Здравствуйте, Тамара Васильевна! Были проблемы с выходом в Интернет, поэтому долго не отвечала на ваши вопросы. Прошу прощения! С массой работато очень просто. ФАНЕРУ ИЛИ двп МЫ ОБТЯГИВАЕМ тонкой х/б тканью. Она выравнивает поверхность, на неё проще наклеивать разные "штучки" , да и раскрашивать по ней проще. Массу наносим тонким слоем. Сначала массу, а потом, как она высохнет, клеем всё остальное: мох, камешки, коряжки и т.д.. Контуры, при необходимости, продавливаем с помощью линейки, ножа или чего-то похожего. После высыхания их хорошо видно. Если делаем горы или водопады, то контур не продавливаем, делаем "на глазок". Если нужно сделать выпуклую часть, то в этом месте массы выкладываем немного больше. Карандашом прокладывать контур ни к чему. Неудобно, да и плохо видно. Раскрашиваем гуашью. Начинаем, как правило, со светлых тонов, а потом темные. При выполнении работ в смешанной технике, сначала выполняем рисунок из папье-маше, высушиваем его, а потом клеем всё остальное. С палитрой работаем редко. Чаще всего смешиваем краску непосредственно на рисунке. За вопросы спасибо. Их всегда много, когда впервые делаешь свой шедевр. Постаралась ответить на все ваши "почему?" и "как?". Пробуйте. У вас получится. Если возникнут вопросы, пишите. Охотно отвечу. Всего доброго!
Ирина, приогромнейшее спасибо Вам за ответ. Пока все понятно, но возможно я к Вам еще обращусь.
Абалденно!!! .. нет слов!!!.. красотень
Бооооольшущее СПАСИБКИ!
Набрела на Ваш МК!!! Ой как он мне сейчас нужен.... Колосальный труд, обработка материала, подача и всё в такой доступной форме....!!!!!!!!! А работы-то какие достойные у ребят....!!!!!!!!! С таким удовольствием рассматривала....!!!!!!!! Спасибо Вам огромное!!!
Спасибо большое за комменарий! Очень приятно. Мы стараемся!
какие восхитительные работы!браво!
Спасибо за комметарий, stradivari ! Удачи!
Спасибо Вам за столь хороший МК. Как раз я хочу сделать дерево и Ваш МК мне многое научил. Один вопрос у меня - а как сделать листья? Точнее, мне нравится дерево маслина и очень хочется сделать вот такую картину, как у Ваших девочек, но с деревом. Как сделать листья на дерево - научите, пожалуйста. Прошуууу!
Здравствуйте, Danny!Рада нашему знакомству! Спасибо, что заглянули в мой блог. Постараюсь вам помочь. Деревья мы делаем следующим образом:
Вот, пожалуй, перечислила вам все варианты. Рада, если смогла вам помочь. Если возникнут какие-нибудь вопросы, пишите, не стесняйтесь. Отвечу с удовольствием. Всего хорошего!
Дорогая, Ирина, спасибо Вам большое за столь быстрого и подробного ответа. Я даже не представляла себе, что работаем такими материалами. Как здорово! Клей ПВА - не знаю, искала я везде, нашла я что-то вроде и этим работаю. Кажется, похоже. А вот листья попробую сделать из ткани; подготовлю из дафина - как раз малькие листья дафина похожи по цвету и форме на листья маслины, а и искуственную зелень поищу. В конце концов поставлю ту листву, которую понравится больше. А первый и второй вариант пока не пригодяться - мне не откуда доставить мох и траву. Но буду иметь ввиду! Спасибо Вам большое еще раз! Если у меня вопросы появятся, обязательно спрошу!
Удачи вам!
Как повезло вашим деткам . Они могут учиться у Вас мастерству. работы восхитительные .
Большое спасибо, Виктория! Детям со мной нелегко, остаются лишь самые стойкие, единомышленники...,но их немало! Вот они-то и создают эти чудесные работы.
Светочка, спасибо, что зашла в гости и оставила столь позитивный комментарий! У тебя замечательные работы с солёным тестом. Мне понравилось. Удачи и вдохновения на новые работы!
Ирина, огромное-преогромное спасибо!!! Так просто, а столько возможностей, руки уже зачесались приступить к работе, только уже все магазины закрыты, жаль, а то б сразу побежала за клеем и бумагой!!! Так хочется порвать её на кусочки и замесить эту чудо-массу, придётся подождать до завтра!!!
Удачи вам и вдохновения! Думаю, что вам понравится. С этой массой можно столько всего нафантазировать!
Спасибо, Ирина!!! С праздником Вас!!!
Пуд соли порою приходится съесть,
Чтоб справиться с тем, что не сразу даётся,
Как хорошо, что урок Труда есть!
Скучать от безделия нам не придётся!
Секрет мастерства передали Вы нам:
«Любить то, что делаешь и не лениться!»
Спасибо большое, сердечное Вам!
Ведь эта наука всегда пригодится!
Очень тронута! Так приятно! Спасибо большое! От души желаю вам удачи, пусть всё получится и сбудется!
Роскошные работы!!!!!!!!!
Так приятны поддержка и понимание!
Как же я завидую вашим ученицам!!! Вот бы и у нас в городе был такой кружок. Просмотрела каждую детальку в ваших работах, в надежде повторить что-нибудь. Я восхищаюсь!!!
За добрые слова спасибо, Рита! Рада, что вам понравился материал. Если что-то будет непонятно, спрашивайте, охотно помогу! Удачи!
Восхищена. Браво!!!!!!!!
Здравствуйте,у вас шикарные работы получаются,подскажите пожалуйста а своим ученикам вы картинки даете с каких они переносят излбражение?Или они сами придумывают?И подскажите возраст учеников???
Здравствуйте, Евгения! Спасибо, что заглянули на мою страничку! Для папье-маше чаще рисуем картинки сами. Это, в основном, пейзажи. Серьёзных проблем не возникает. При необходимости можно использовать книжки-раскраски. Дети в этой технике у меня работают с 5 класса (10-11 лет). Сначала берут что-нибудь простенькое, типа космоса, а по мере обретения опыта, работы усложняются.
Супер! Работы потрясли!!! Молодцы! А каким лаком покрываются работы? Очень надо. спасибо.
Инна, здравствуйте! Спасибо за комментарий! По поводу лака я давала описание в мастер-классе. Используется любой бесцветный лак. Удобнее всего акриловые лаки матовые или глянцевые. Ими пользуются художники. Можно аэрозольный бесцветный лак, его можно купить в автомагазиназх, но он сильно пахнет. Так что, выбирайте!
спасибо большое за подробный комментарий. буду пробовать.
Подскажите пожалуйста хочу сделать картины в этой техники. но нет фанеры и дсп, хочу склеить 2 листа картона и по про бывать сделать на нем получиться нет?