Автор(ы) | Александрова Светлана |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | МАОУ "СОШ № 17", г. Губкин , Белгородская область, Россия |
Материалы | ткань, нитки,нитки мулине,нитки "ирис", тесьма, атласная лента, синтепон, пластиковая бутылка, бусины |
Тема работы | 23 марта |
Ну вот и готово! Не судите строго! Кукла в костюме Белгородской области.
Начинаю колдовать над куклой. Самое сложное - лицо. Первый раз делаю такую куклу.
Готовы все детали. Пора наряжаться!
Пояс. На Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Тканые и вязаные пояса носили женщины. Я сплела поясок из атласных ленточек.
Передник – был неотъемлемой принадлежностью женского костюма, его надевали поверх рубахи с поневой, сарафаном, юбкой. По покрою выделяют два типа передников:
короткий, повязываемый на талии,
высокий, укрепляемый на плечах.
Постепенно фартук становится только рабочей одеждой. В качестве праздничной одежды – только у женщин старшего поколения.
Рубаха – древнейшая, самая любимая и распространенная, нательная одежда древних славян. Языковеды считают, что ее название происходит от корня «руб» - кусок, отрез, обрывок ткани (рубить = резать). Славянские рубахи не имели отложных воротников. Чаще всего разрез у ворота делали прямым, посередине груди, но бывали и косой, справа или слева. Затягивали ворот на пуговицу (бронзовая, медная, костяная и деревянная). Отсюда и название – косой ворот, косоворотка. Поскольку ворот был особенно «магически важной» деталью одежды (душа), его обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержащей золотое шитье, жемчуг и драгоценные ткани), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды – ожерелье (то, что носят вокруг горла) или оплечье. Его пришивали, пристегивали или вовсе надевали отдельно.
«По одежке встречают…» - эта всем известная поговорка пришла к нам их глубины веков. Много веков назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, к какому роду-племени он принадлежит.На территории Белгородчины во второй половине 19 века бытовали все основные комплекты русской одежды: с понёвой, с сарафаном, с домотканой юбкой, с юбкой городского покроя.
Понева. «Понева оденется – воля переменится». Поневы сохранились до 20-х годов XX века. Самые красочные и нарядные (из всех южных великорусских губерний) – старинные поневы Воронежской губернии. На территории нашей области бытовали распашные и глухие поневы. Понева – самый древний вид поясной одежды, которую получали девушки, достигшие возраста невест. В более поздние времена понева являлась принадлежностью просватанной девушки и замужней женщины. Первоначально «понева» или «понява» означало кусок ткани, полотенце, пелена, завеса. Возможно, так называли не саму одежду, а материю, из которой ее делали (разновидность полушерстяной ткани, обычно в клетку). Поневы были распашные (разнополки, растополки) и глухие. Распашная понева – кусок ткани, облегающий фигуру сзади в области бедер и оставляющей не зашитой прореху спереди. Глухая – полностью сшитая наподобие юбки. Тогда к трем традиционным полотнищам добавлялось четвертое – прошва. Прошва делалась из другой материи, короче, снизу ее надставляли «подгольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. (Внешне это выглядело как передничек). Поневу и прошву украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные были у незамужних девушек и молодиц, у пожилых – положение цветной тесьмы по краю подола. Еще в начале XX века по клеткам поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина. Юбки были распространены на всей территории расселения русского народа. В нашем крае преобладали юбки одного покроя: их шили и 4-7 вертикальных полотнищ, сшитых друг с другом. По характеру ткани выделяются два вида юбок:
- из домотканой шерсти (волосени, реже сукна);
- из домотканого холста.
По окраске выделяются три разноцветности:
- полосатые;
- однотонные;
- клетчатые.
Светлана! Первой должна быть фотография готовой работы, можно добавить еще крупным планом некоторые детали костюма-чтоб можно было их разглядеть.
Но первое фото нужно заменить обязательно.