Поделиться:
Почему редакторский? Потому что я уже много лет редактор, ведущий редактор, главный редактор, а это накладывает определенный отпечаток, как и любая другая профессия.
Редактору приходится заниматься не только текстами, но также иллюстрациями, обложками, макетами, художественным оформлением издания в целом… Теперь, когда появилось немного времени на творческую работу, я вдруг неожиданно для себя обнаружила, что смотрю на свои творения как на книжные обложки.
В чем это заключается?
Ну во-первых, я ищу в них message — послание, мыль, сообщение в конце концов, которое должно дойти до того, кто на них смотрит. Сможет ли разработанный дизайн затронуть членов вашей семьи? заказчика или предполагаемого покупателя? вызовет ли у него ваша работа соответствующую мысль или чувство? На первый взгляд это кажется заумным, но для меня это главное. Говоря простым языком, какие мыли и чувства вызывает выбранный мотив и декор?дизайн в целом? Цепляет ли он? И соответствует ли дизайн заданной цели? Например, обложка словаря должна быть респектабельной, ведь никто не купит словарь с веселенькими картинками на обложке.
Или пример из любимого нами декупажа. Винтажные работы с потертостями, по моим наблюдениям, не находят отклика у мужчин. Им хочется их починить, привести в порядок… Зато им более понятен стили прованс и кантри, которые вызывают воспоминания о лете, отпуске, отдыхе… То есть message доходит, но не вызывает сильного отклика. Что вызовет сильный отклик хотя бы у членов вашей семьи?
Если не цепляет мотив и дизайн в целом, то никакая самая искусная работа и филигранная техника не спасут.
Во-вторых, для меня важно, чтобы работа (как и обложка), была «читаемой». Что это значит? Представьте себе, что ваша работа стоит на полке или висит на стене в магазине. Вы смотрите на нее с расстояния 3-4 метра. Что вы видите? Серое или розово-голубое пятно? Или мотив читается и с расстояния, и тогда message доходит?
Я при выборе мотива (или картинок для обложки) часто использую простое правило: что-то крупно, остальное — мелко. И вот этого мелкого, особенно декора, не должно быть так много, иначе будет «шум» и «дрызготня».
В-третьих, мотивы для детей (например, для работ в детскую), должны соответствовать возрастному восприятию. Но это тема большая, для отдельной статьи.
В-четвертых, мотив и дизайн не должны быть затасканными. То, что уже многократно встречалось и стало знакомым до боли, никогда не вызывает сильного отклика. Если только вы не обыграете давно известное изображение в совершенно новом ракурсе, новом звучании… Например, если речь заходит о черно-белом дизайне, то в первую очередь на ум приходят черные коты, Мерилин Монро, Одри Хепберн… тысячи раз виденные. Можно и черных котов использовать, но только в новом варианте… Иначе сильного отклика, эмоциональной реакции не будет.
В-пятых, посмотрите на выбранный и мотив и дизайн редакторским взглядом. Например, при редактировании иллюстраций для детей редактор, как маньяк, пересчитывает ноги у насекомых! У всех! У муравьев их должно быть 6, а у пауков 8! Что это значит применительно к декупажу? Посмотрите, не обрезана ли нога (иначе она кажется ампутированной), на торчат ли стрелки из голой девичей спины? Не идет ли надпись прямо по лбу? и пр….
В-шестых, стоит обратить внимание на кадрирование. В дизайне используются картины прекрасных мастеров живописи прошлого и настоящего. Не получилось ли так, что картина испорчена кадрированием ? Может быть, лучше не вырезать кусок, а уменьшить?
В-седьмых, проверьте общую композицию. Не заваливается ли она на бок? Если планировалась симметрия, то есть ли она? И что в композиции главное? Например, что для вас важнее в часах — мотив или читаемость циферблата?
Конечно, все это было бы более понятно при наличии иллюстраций, но вставлять сознательно не стала, чтобы никого не обидеть.
Надеюсь, кому-нибудь пригодятся мои записки.
прочитала статью...задумалась...потом понравилось.. во много согласна с вами) а еще по ходу чтения заметила "в-четвертых" повторяется 2 раза) хотя суть от этого не меняется
Очень интересный материал, Тавлесан! Редактирование - очень специфическая отрасль и тонкости ее известны только посвященным. Так что спасибо за сжатые конкретные и применимые ко многим делам выводы!
добавила в избранное)))
Для меня спорно. Не всё, конечно, но некоторые моменты, точно.
Согласна, винтаж или шебби больше нравится женщинам, но и у многих мужчин этот стиль находит отклик.
Насчёт "читаемости" тоже не факт - кому-то нравится чётко читаемая картинка, кому-то - "серо-розовое пятно" импрессионистов.
Чёрные коты и Одри даже в привычном, "затасканном" исполнении вызывают отклик у многих.
Совсем необязательно считать ноги у насекомых (понятно, что это лишь пример), но у Дали и не такое было, и ноги, растущие из спины, порой не вызывают отторжения или отвращения.
Мои работы далеки (ну оооочень далеки) от высокохудожественных, я это знаю, поэтому Вы меня прям мордой можете в них ткнуть, не обижусь. Но существует много по-настоящему красивых, вызывающих восторг работ, которые совсем не подходят под все эти критерии, а, возможно, и противоречат всем классическим канонам. Тем не менее, они вызывают очень сильный эмоциональный отклик. Но это, конечно, моё, чисто дилетантское мнение
импрессионисты как раз отлично читаются... в декупаже ноги у насекомых считать, конечно, не надо, а вот при редактировании книжки для дошкольников - надо. Спасибо, я теперь буду знать, что есть такой художник - Сальватор Дали, правда детские книги он не иллюстрировал... Жаль, что моя статейка была так негативно воспринята. Только ведь я никого не призываю ничему следовать, просто свой опыт изложила, вдруг пригодится... Если вам не пригодился - извините.. Обижать никого не хотела...
Да я вовсе не негативно ваш текст восприняла, и уж тем более не обиделась. Просто высказала своё мнение. И далеко не факт, что оно верное. Так что, Вы тоже на мой отзыв не обижайтесь
Всё что вы перечислили это законы художественной композиции, которым учат в художественных ВУЗах и которые обычный человек вправе не знать! Я тоже часто оцениваю картину или дпи так - а повесила бы я это на стену? Тоже вижу множество ошибок в работах, но здесь в СМ нельзя так воспринимать работы... здесь больше душевный порыв и радость созидания, эмоции и желание создавать красоту вокруг себя. И в этом их прелесть и очарование! Конечно нужно стремиться к совершенству и ваша статья обязательно кого то заставит задуматься... СПАСИБО.
У меня нет художественного образования, лингвист я.... И писала я не для оценки чьих-либо работ, наоборот, тщательно этого избегала, особенно на сайте, где такие мастерицы. Но надеюсь, тем, кто, в отличие от вас, художественного образования не имеет, на меня в обиде не будет и найдет для себя что-то полезное.
Согласна, я работаю больше на эмоциях
А я всегда оцениваю работу (свою или чужую) по принципу: купила бы я ЭТУ работу? Хотя бы за 50-100 рублей.
На мой взгляд, это статья ради статьи, так мысли вслух. Типа, что такое русский сад и тому подобное.
так не читайте, кто ж вас заставляет
Спасибо за статью... Как-то не задумывалась над некоторыми вещами (наверное потому, что еще мало творю. А вот про мужчин -согласна им бабу подавай (проверено). Жалко, конечно, что без примеров, когда нагляднее-тогда понимается лучше... Можно и мои взять, только на пользу будет..
Насчет бабы - это точно. Муж прочитал и сказал, что насчет кантри с провансом - это я обольщаюсь, лучше бабу (голую, разумеется, или полуголую). В пример вечности этой темы был приведен кадр из "Матрицы", где парень рассматривает известную пинаповскую картинку. А насчет примеров - ни в коем случае, некоторых сама статья раздражает, а если тут еще примеров добавить... нет, лучше чтобы все было тихо-мирно))
Со многим согласна. Работа должна быть органичной, у кого-то это получается интуитивно, кто-то пользуется знаниями, полученными в спец. уч.заведениях, неважно. Важен результат. Те работы, которые не зацепили, я прохожу не задерживаясь. И не потому, что смогу сделать лучше (иногда работы совсем простенькие, но "правильные"). Мне кажется, информация очень полезная. Не надо воспринимать ее, как критику ваших работ, а как руководство к действию.
Да, спасибо за понимание. Я как раз именно этой цели добивалась. Не покритиковать кого-то, а шпаргалку написать, которая поможет самостоятельно оценить свою работу, то есть стать редактором самому себе.
Спасибо за статью! Взяла на заметку, со многим согласна. Возможно, что иногда работа и не получается, что не учтены некоторые закономерности. У Вас много интересных работ, очень профессиональных.
Спасибо, я рада, что польза есть хоть кому-то.
Со многим согласна - и "читаемость" обложки, и кадрирование и общая композиция. Всё это нужно. Ведь именно для этого мы здесь и собрались и делимся работами.Учимся друг у друга. Мой друг професиональный художник и я частенько у него совета спрашиваю, так или нет, как будет "читаться" та или иная работа. Спасибо за статью, будет моей шпаргалкой в будущих работах. На примерах, конечно, бвыло бы ещё более понятно, но причины их отсутствия ясны.
Рада, что пригодилось))
А я вот согласна!!!Интересуюсь психологией,в первую очередь для понимания себя,любимой!Очень помогает в жизни,если не зацикливаться!В основе message ведь тоже лежит психология.Когда видишь чью-то работу,вседа,даже через монитор,улавливаешь посыл,если он есть!Для меня было откровением в своё время,что можно прочитать характер человека и то,какая"полоса"сейчас в его жизни,особенно,если отслеживаешь работы мастера!Мне очень трудно делать вещи для незнакомых и непонятных людей,я должна попасть на ту же"волну",уловить настроение,тогда всё удаётся!Уже убедилась в этом не раз!Да и комментировать работы с понятными мыслями легко и приятно!Можно и лапки посчитать,вреда не будет!Спасибо за статью,очень полезная и интересная!
Приятно встретить единомышленника! Я вот не очень люблю делать работы на подарок, потому что надо как можно больше узнать о человеке, и не только об интересах, но и о его восприятии искусства, художественных предпочтениях. Вот например, собиралась делать подарок племяннику, который интересуется машинами, учится на автотранспортном факультете, мотив, казалось бы, напрашивался. Так оказалось, что он картинок с машинами не любит, а нравятся ему только классические пейзажи, типа Левитана, без людей! Или еще: мой сын считает, что Ван Гог - лучший художник всех времен и народов, а его знакомая девушка считает, что ее младший брат рисует лучше... Поэтому выбор мотива очень важен.
А я не ориентиреюсь на профессию,или хобби человека,если он об этом не просил,даже не знаю,как подбираются картинки для работ у меня,обязательно учитываю интерьер и цветовые предпочтения человека,а что изображено при этом,приходит,как-то,само!За два года был только один прокол,учла тот"урок"...
Забрала вашу статью себе в качестве "наглядного пособия"))) Согласна с na-ta-li, что у всех нас "здесь больше душевный порыв и радость созидания, эмоции и желание создавать красоту вокруг себя", но, уверена, этому нужно учиться. Ваша статья, на мой взгляд, дает те критерии, по которым можно попытаться оценить свою работу беспристрастно. Ведь, в конечном итоге, каждая работа сделана для зрителя - я ее выставляю здесь, значит, хочу, чтобы ее оценили, т.е. чтобы она была востребованной! И очень хорошо, что время от времени в СМ появляются такие статьи, которые, давая новые знания, помогают КРИТИЧЕСКИ оценить свою работу. Спасибо!)))
Да, лучше критически посмотреть на себя, чем дать повод другим)) рада, что пригодилось))
Спасибо!Интересно было прочитать!Ой,у меня наверно все вкривь и вкось...
Тавлесан! Огромное спасибо за статью.это действительно АЗБУКА для таких как я.и если кому не интересно.или не подходит.да ради Бога.никто не навязывает.Очень прошу:если сможете.продолжайте "ЛИКБЕЗ" Это очень здорово.на свои работы смотришь потом совсем другим взглядом. Очень люблю импрессионистов. и не только любоваться их картинами и читать о том какие приемы они применяли.какие новые оттенки вводили и т д.аж дух захватывает.Тавлесан!еще раз огромное спасибо Вы открываете глаза на то .что сама я бы и не догадалась.И еще раз прошу.продолжайте в том же духе буду ждать.уверенна.что не я одна!!!!
Елена, рада, что пригодилась статья))