Закат. Роспись по стеклу витражными красками

 186 из 229 
Материал

Картина панно рисунок Мастер-класс Витраж Роспись Закат Роспись по стеклу витражными красками Краска Стекло

В избранных: 64

Поделиться:

 
Закат. Роспись по стеклу витражными красками (фото 1)

Доброе время суток, уважаемые обитатели Страны Мастеров! Я закончила свой долгострой под названием "Закат". То, что это будет долгострой, мне было ясно с самого начала, поскольку и со временем и с доступным для работы светлым временем суток намечалась напряженка, и я рисовала в час по чайной ложке. А раз доступно пошаговое фотографирование, то я решила сделать мастер-класс по росписи стекла.
Сразу скажу, что во-первых это не витраж, хоть я и использую витражные краски. Я буду смешивать цвета непосредственно на поверхности стекла и накладывать один цвет поверх другого, чтобы добиться желаемого результата. Это роспись.
А потом я не считаю себя мастером в этой области, но поскольку набила себе немало шишек и испортила немало материала, то нахожу вполне возможным поделиться своим опытом. Не делайте ошибок! Учитесь на моих)

Началось всё вот с этой давным-давно нарисованной и подаренной миниатюры (фото на телефон, поэтому качество не важное). Увидела ее и захотела воплотить не только сюжет, но и композицию на стекле. И, если вам это интересно, то придется прочитать немало текста и посмотреть немало фотографий... но я рискну)
Поехали!

Доброе время суток, уважаемые обитатели Страны Мастеров! Я закончила свой долгострой под названием "Закат". То, что это будет долгострой, мне было ясно с самого начала, поскольку и со временем и с доступным для работы светлым временем суток намечалась напряженка, и я рисовала в час по чайной ложке. А раз доступно пошаговое фотографирование, то я решила сделать мастер-класс по росписи стекла. 
Сразу скажу, что во-первых это не витраж, хоть я и использую витражные краски. Я буду смешивать цвета непосредственно на поверхности стекла и накладывать один цвет поверх другого, чтобы добиться желаемого результата. Это роспись.
А потом я не считаю себя мастером в этой области, но поскольку набила себе немало шишек и испортила немало материала, то нахожу вполне возможным поделиться своим опытом. Не делайте ошибок! Учитесь на моих)

Началось всё вот с этой давным-давно нарисованной и подаренной миниатюры (фото на телефон, поэтому качество не важное).  Увидела ее и захотела воплотить не только сюжет, но и композицию на стекле. И, если вам это интересно, то придется прочитать немало текста и посмотреть немало фотографий... но я рискну)
Поехали! (фото 2)

Что понадобится:
1. Лист стекла (в моем случае это формат А4)
2. Чёткий рисунок, который вы захотите нарисовать (мой сделан простым карандашом)
3. Контур (бронза, но если вы первый раз имеете дело с витражными красками, возьмите чёрный, с ним меньше проблем)
4. Витражные краски (я воспользовалась Гаммой. Мне нравятся их цвета, прозрачность, стекловидность при высыхании, и потом они замечательно смешиваются. Самые доступные из витражных красок и отнюдь не самые плохие. К ним, как и к любым другим, нужен поход, и я расскажу какой)
5. Ватные диски
6. Зубочистки

Что понадобится:
1. Лист стекла (в моем случае это формат А4)
2. Чёткий рисунок, который вы захотите нарисовать (мой сделан простым карандашом)
3. Контур (бронза, но если вы первый раз имеете дело с витражными красками, возьмите чёрный, с ним меньше проблем)
4. Витражные краски (я воспользовалась Гаммой. Мне нравятся их цвета, прозрачность, стекловидность при высыхании, и потом они замечательно смешиваются. Самые доступные из витражных красок и отнюдь не самые плохие. К ним, как и к любым другим, нужен поход, и я расскажу какой)
5. Ватные диски
6. Зубочистки (фото 3)

На рисунок накладывается лист стекла и рисунок переводится на поверхность контуром (не забудьте обезжирить поверхность!)
Тут надо учесть два момента:
- проследите, чтобы все линии контура были замкнуты, иначе краска вытечет за его пределы туда, куда совсем не нужно, и можно испортить работу
- когда переводите рисунок, помните о толщине стекла. Изменяя угол зрения, вы смещаете и линии рисунка, воспринимаете их по-другому. На следующих фотографиях линии контура могут зрительно "двоиться" и только потому, что внизу я оставила рисунок, и мы видим и контур на стекле и контур на бумаге. Лучше всего, когда переводишь, смотреть сверху и с центра, не сбоку. Я так и вовсе перевожу рисунок на полу.

На рисунок накладывается лист стекла и рисунок переводится на поверхность контуром (не забудьте обезжирить поверхность!) 
Тут надо учесть два момента:
- проследите, чтобы все линии контура были замкнуты, иначе краска вытечет за его пределы туда, куда совсем не нужно, и можно испортить работу
- когда переводите рисунок, помните о толщине стекла. Изменяя угол зрения, вы смещаете и линии рисунка, воспринимаете их по-другому. На следующих фотографиях линии контура могут зрительно "двоиться" и только потому, что внизу я оставила рисунок, и мы видим и контур на стекле и контур на бумаге. Лучше всего, когда переводишь, смотреть сверху и с центра, не сбоку. Я так и вовсе перевожу рисунок на полу. (фото 4)

Выждав, чтобы контур высок, можно начинать заполнять контур красками. Поскольку рисунок большой, я рисовала непосредственно из баллончика с краской, кисточки не понадобятся, и это значительно упрощает дело.

Для того, чтобы у вас не появились пузырьки в краске (бич при любом рисовании), перед тем, как начать наносить краску, переверните баллончик носиком вниз и надавите на него, чтобы вышел воздух. Лучше выдавить и немного краски (я использую для этого ватный диск). Если вы отставили баллончик или случайно перевернули его - повторите процедуру. После пары раз это станет автоматическим.
ВСЕГДА рисуйте начиная от края контура, не от середины! Нажимайте на баллончик и тут же носиком ведите краску по стеклу. Если ваш фрагмент слишком велик, нажмите несколько раз. Работать нужно быстро, поэтому не заполняйте сразу много фрагментов. Для начинающих советую делать каждый фрагмент отдельно.
Если всё же у вас образовались пузырики, то выгоняйте их зубочисткой к краю контура, а потом и за его пределы.
Не заходите краской на контур - это будет неопрятно. Но если взяли чёрный - закрашивайте смело, всё одно потом видно не будет.

Выждав, чтобы контур высок, можно начинать заполнять контур красками. Поскольку рисунок большой, я рисовала непосредственно из баллончика с краской, кисточки не понадобятся, и это значительно упрощает дело.

Для того, чтобы у вас не появились пузырьки в краске (бич при любом рисовании), перед тем, как начать наносить краску, переверните баллончик носиком вниз и надавите на него, чтобы вышел воздух. Лучше выдавить и немного краски (я использую для этого ватный диск). Если вы отставили баллончик или случайно перевернули его - повторите процедуру. После пары раз это станет автоматическим.
ВСЕГДА рисуйте начиная от края контура, не от середины! Нажимайте на баллончик и тут же носиком ведите краску по стеклу. Если ваш фрагмент слишком велик, нажмите несколько раз. Работать нужно быстро, поэтому не заполняйте сразу много фрагментов. Для начинающих советую делать каждый фрагмент отдельно.
Если всё же у вас образовались пузырики, то выгоняйте их зубочисткой к краю контура, а потом и за его пределы.
Не заходите краской на  контур - это будет неопрятно. Но если взяли чёрный - закрашивайте смело, всё одно потом видно не будет. (фото 5)

Закрасили фрагмент? Поднимите стекло и посмотрите через него. Будут видны недочеты, которые не позволяет замечать толщина стекла (краска не доходит до контура). Я плохо замечаю их и при искусственном, пусть даже "дневном" освещении. Отсюда работаю только днём)
ВСЕГДА проверяйте рисунок на предмет таких недочетов. Их нужно исправлять, пока краска не застыла на стекле. Поэтому я говорила, что работать нужно быстро и не браться сразу за большое количество фрагментов. В очень узких местах используйте зубочистку, чтобы заполнить пустоты краской.

Закрасили фрагмент? Поднимите стекло и посмотрите через него. Будут видны недочеты, которые не позволяет замечать толщина стекла (краска не доходит до контура). Я плохо замечаю их и при искусственном, пусть даже "дневном" освещении. Отсюда работаю только днём)
ВСЕГДА проверяйте рисунок на предмет таких недочетов. Их нужно исправлять, пока краска не застыла на стекле. Поэтому я говорила, что работать нужно быстро и не браться сразу за большое количество фрагментов. В очень узких местах используйте зубочистку, чтобы заполнить пустоты краской.   (фото 6)

Тут я немного увлеклась. Но ничего страшного.
Когда работаете несколькими цветами, подождите высыхания предыдущего цвета, прежде чем начинать работу с цветом, который будет с ним соприкасаться. Вообще краска окончательно высохнет через три дня, но чтобы "схватилась", достаточно выждать полчасика)
Как видите, я кое-где провела краской просто по контуру, не заполняя полностью фрагмент. Это понадобится потом при создании эффекта закатного неба, но можно так и не делать. По вдохновении)
Солнце - большой фрагмент. Когда я заполнила его краской, то приподняла край стекла, чтобы краска сверху солнца равномерно стекла вниз. Я же говорила, что это роспись, а не витраж?) А понадобилось мне это затем, что на закате солнце внизу всегда темнее, чем сверху, напоминая апельсин. Второй слой аккуратно положить здесь не получится, будет видна грань краски, поэтому пришлось импровизировать)
Остров заполняла сразу двумя красками, как - поясню ниже, раз здесь не успела.

Тут я немного увлеклась. Но ничего страшного. 
Когда работаете несколькими цветами, подождите высыхания предыдущего цвета, прежде чем начинать работу с цветом, который будет с ним соприкасаться. Вообще краска окончательно высохнет через три дня, но чтобы "схватилась", достаточно выждать полчасика)
Как видите, я кое-где провела краской просто по контуру, не заполняя полностью фрагмент. Это понадобится потом при создании эффекта закатного неба, но можно так и не делать. По вдохновении)
Солнце - большой фрагмент. Когда я заполнила его краской, то приподняла край стекла, чтобы краска сверху солнца равномерно стекла вниз. Я же говорила, что это роспись, а не витраж?) А понадобилось мне это затем, что на закате солнце внизу всегда темнее, чем сверху, напоминая апельсин. Второй слой аккуратно положить здесь не получится, будет видна грань краски, поэтому пришлось импровизировать)
Остров заполняла сразу двумя красками, как - поясню ниже, раз здесь не успела. (фото 7)

Это фото для того, чтобы было видно - солнечную дорожку я фрагментами прокрасила дважды. Разумеется, выждав высыхания первого слоя.

Это фото для того, чтобы было видно - солнечную дорожку я фрагментами прокрасила дважды. Разумеется, выждав высыхания первого слоя. (фото 8)

А теперь я покажу, как заполнять фрагмент, если вы уже провели краской по контуру линию. Нужно покрывать поверхность полностью. Краска растечется (не экономьте её), ляжет ровно. А если не довести до краем, то получится некрасиво, видите?

Сфотографировала и быстро исправила косячки)

А теперь я покажу, как заполнять фрагмент, если вы уже провели краской по контуру линию. Нужно покрывать поверхность полностью. Краска растечется (не экономьте её), ляжет ровно. А если не довести до краем, то получится некрасиво, видите?

Сфотографировала и быстро исправила косячки) (фото 9)

Заполнение тени от острова идентично заполнению самого острова. Только цвета, конечно, взяты другие)
Используются две краски. Я добавляю темную в светлую. Сначала заполняем фрагмент основной краской. оставляя место для второй, разводы которой нужны. И добавляем вторую, если нужно, то используйте зубочистку для смешения красок. Я пользуюсь просто носиком баллончика. Главное - чтобы краски не успели застыть.

Заполнение тени от острова идентично заполнению самого острова. Только цвета, конечно, взяты другие) 
Используются две краски. Я добавляю темную в светлую. Сначала заполняем фрагмент основной краской. оставляя место для второй, разводы которой нужны. И добавляем вторую, если нужно, то используйте зубочистку для смешения красок. Я пользуюсь просто носиком баллончика. Главное - чтобы краски не успели застыть.  (фото 10)
 
Закат. Роспись по стеклу витражными красками (фото 11)

Также достигается эффект ночного неба. Рубиновая краска добавляется в синюю.

Также достигается эффект ночного неба. Рубиновая краска добавляется в синюю. (фото 12)

Тут мне пришло в голову, что и море лучше разбить на фрагменты. Сказано - сделано!

Тут мне пришло в голову, что и море лучше разбить на фрагменты. Сказано - сделано! (фото 13)

Фантазируйте, смешивая цвета. Если что-то не понравилось - быстро вытирайте ватным диском. Если краска застынет, ее можно будет только счистить ножом.

Фантазируйте, смешивая цвета. Если что-то не понравилось - быстро вытирайте ватным диском. Если краска застынет, ее можно будет только счистить ножом. (фото 14)

Когда все фрагменты записаны, то поверх моря по контуру кладу рубиновую и зеленую краску - имитирую волны)
В результате не затронутым краской остается только парус.

Когда все фрагменты записаны, то поверх моря по контуру кладу рубиновую и зеленую краску -  имитирую волны)
В результате не затронутым краской остается только парус. (фото 15)

Написала много, не думала, что столько получится. Надеюсь ничего не забыла) Если вспомню - буду добавлять.

Помните, что окончательно краска засохнет только через три дня, не переворачивайте рисунок, чтобы не нам не оказалось нежелательных отпечатков. И будьте осторожны при работе со стеклом, им легко порезаться!

 

Буду рада, если мой мастер-класс поможет кому-то в росписи) И спасибо всем, кто ко мне зашел! цветы

 

Antonia.Liz

ДА!!!!!Здорово получилось!!!!!!!!!!!!!!!!

Леди N.

Ой, как быстро вы прокомментировали и как приятно! Спасибо большое!

Olich Корнеева Ольга

Ух ты! Необыкновенно красиво и мне показалось сложная техника! Здорово!

Леди N.

Спасибо! Но на самом деле всё очень просто)

Алёна Гатченко

Замечательный витраж и интересный мастер-класс!!супер!

Леди N.

Спасибо!

lubasik

Красиво очень!супер!бравоОчень люблю витражи.

Леди N.

Рада, что вам понравилось)

jasja

Как  здорово!

Леди N.

Спасибо, приятно от вас слышать похвалу)

volkhonskaya

очень красиво....супер!

Леди N.

Спасибо огромное! цветы

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Как красиво смотрится!

Леди N.

Очень рада, что вам понравилось! Это для меня много значит)

zlatoiskra

Красивая работа!

Леди N.

Спасибо! цветы

Светула

Очень здорово!!!браво! Вот бы и себе так научится!!! Спасибо !!!!приветствую

Леди N.

Спасибо! Я уверена, что вы сможете даже лучше, я же видела ваши работы)

Gavroshik

ох, красота!!!!!!

Леди Н, в тебе столько аккуратности, просто диву даюсь! Это ж так кропотливо!!!Внимательно прочла все, аж страшно сделалось, мне вот с моей аккуратностью за такое бОязно браться)))

И все равно спасибо за мастеркласс!!!!! Он такой подробный, все нюансы прояснила, с таким подспорьем должно быть нестрашно браться за такое кропотливое дело! Я , помню, один твой МК уже заныкала себе в копилку, и этот пойдет туда же, чем черт не шутит, вдруг тяга к рисованию у меня проснется-таки!

Восхищаюсь твоими работами и твоим мастерством!цветы

Леди N.

Аккуратности? Во мне? смеюсь Вот чего нет, того нет умираю от смеха Так что смело берись, я обхожу кропотливые работы за километр! Тут наоборот - пиши что душе угодно, самые смелые и яркие цвета! Закат же! Да и уметь рисовать совершенно не обязательно, при условии подходящего рисунка) Собственно, и батик и витраж - это раскраски из другого материала, вот и всё улыбаюсь

Gavroshik

"Да и уметь рисовать совершенно не обязательно, при условии подходящего рисунка) Собственно, и батик и витраж - это раскраски из другого материала, вот и всё улыбаюсь
" ну да, я понимаю это, но боязно все равно ))
"Аккуратности? Во мне? смеюсь Вот чего нет, того нет"

нет, я настаиваю!смеюсь ну правда, Леди Н, смотри, ты сама же пишешь - на контур не заступать ( да и сам контур ровно выдавить, знаешь, не все могут, еще потренироваться надо), наносить краску от края контура, она ж быстро сохнет, потому надо делать в се быстро и аккуратно, а процедуры с зубочисткой ??? Это ж надо сначала монокль в глаз воткнуть, а потом уже работать с ней )))))

э, нет, я все равно считаю, что твои работы крайне аккуратны!!! И меня пытается переубедить человек, который не ленился шпагат наматывать спиралькой, клеить сверху кофейное зернышко и всю это конструкцию сажать на малярный  скочт и потом на красивейшие салфетки)) делать мережки и обвязывать тончайшими нитками края тончайших носовых платочковсмеюсь!

Нет, меня не переубедить!

Леди N.

да и сам контур ровно выдавить, знаешь, не все могут, еще потренироваться надо

Надо. Несколько раз на том же ватном диске. И, кстати, разного цвета контуры отличаются по консистенции, но это такие мелочи. Раз-два и привыкаешь!

Это ж надо сначала монокль в глаз воткнуть, а потом уже работать с ней )))))

Или близорукость! смеюсь

Давай останемся каждый при своем мнении, ибо я бумажку два раза не могу одинаково по сгибу сложить смущаюсь

 

Анна Коленко

Леди Н,ну какая же ты молодчинка симпатия!!!!!!Так подробно написала ....и показала как создавать такую красоту ура!!!!Пересмотрела несколько раз........красота нереальнаяудивляюсь !!!!  браво

Леди N.

Ну, я-то вижу все недостатки) Спасибо за теплые слова, они стимулируют к новым работам благодарю

Loyrensia

Какая красотень!!!!!

Леди N.

Благодарю!

anna-lora

Восхищена Вашей работой!!Столько труда вложено...Снимаю шляпу!!!!!!!Я тоже накупила витражных красок, Гамма, но пока не решаюсь..

Леди N.

Спасибо! Честно сказать, не ожидала столько приятных отзывов на мой "Закат". В витраж легко влюбиться, нигде больше нет такой яркости и прозрачности красок)

Лёля Михаилова

Да!!! Закат - супер! Красочно, живописно!!!!!

Леди N.

Благодарю!

Крылова Наталья Николаевна

Замечательно вышло,я тоже хочу попробовать витраж,все есть,только времени нет.Удачи Вам!!!!бравоцветы

Леди N.

Благодарю. Обязательно пробуйте, это захватывает) И вам удачи!

Вера60

Спасибо за подробности. Я только начинаю набивать шишки в росписи, поэтому внимательно прочитала не только Ваши комментарии к рисункам, но и подробные ответы. Мне очень аккуратности не хватает, особенно с линиями контура, всё время в начале кляклса появляется.   

Леди N.

Спасибо, что всё прочитали. А вы вначале потренируйтесь в нажиме контура на салфетке, например. А когда получится вести линию нужно толщины, сразу переносите на стекло. И получится автоматически) Удачи!

_Lana Sol_

Спасибо за МК!!!Вашей работой восхищабсь!!!

Леди N.

Спасибо огромное! Взаимно)

SmirnovaGalina

витраж получился ярким и интересным. вроде "избитый" сюжет - море,закат, а как смотрится ново и интересно. если чесно всегда хотела заняться росписью по стеклу, но пока боюсь. думаю ваш мастер-класс поможет мне (если решусь)

Леди N.

Я люблю этот сюжет) Решайтесь! Роспись по стеклу - это интересно)

ежики

Ваш закат просто завораживает!!!Спасибо вам огромное за точное описание работы-вы сразу ответили на кучу вопросов,вертящихся в моей голове.Остается только перебороть страх перед неудачей.И спасибо за вдохновениецветы

Леди N.

Благодарю благодарю

Я видела ваши работы - учитывая то, с какой точностью вы владеете пуантилизмом, витражными красками вам будет очень легко писать.

ежики

Спасибо большое,что подбодрили.Да,обязательно надо попробовать!!подмигиваю

Марина мама Алисы-Алины

Красивая роспись!МК обязательно пригодится!!!!!!!!!!!!!!

Леди N.

Спасибо! Бабочка какая-то... закатная! В тему)

Марина мама Алисы-Алины

Ага))

babulechka

Дааа... Очень впечатляет!!!супер!

Леди N.

Благодарю. Хотя пример для гаммы не очень показателен. Вот закончу роспись "под Тиффани", будет понятнее, как там смешиваются цвета)

babulechka

Очень интересно!

well-being

Как же сочно и красиво!!!! Очень захотелось повторить и нарисовать такой же закат...смущаюсьтак уже надоело, видимо, что постоянное тепло никак  к нам не приходит, что хочется компенсировать это яркими красками!

Леди N.

Повторите, но по-своему) Тем более, что вы, насколько я могла понять, тоже пользовались Гаммой в своей работе. Если это так, то знаете ее заморочки) И будет у вас тепло от ярких красок)

gomonusha

такая здоровская яркая и сочная картинка, что мне тоже очень захотелось попробовать роспись по стеклу! а я к ней так неравнодушна, очень давно присматриваюсь )))) но! рисовать я не умею...боюсь накосячить с цветами...эххх )))

Леди N.

Не бойтесь) Всегда можно вначале попробовать сделать эскиз на бумаге и определиться с цветами)

gomonusha

у меня вся сложность в смешивании...

Леди N.

А что такое со смешиванием?)

gomonusha

не получается создать нужный оттенок

Леди N.

Ну, это можно побороть только долгими тренировками) Удачи!

gomonusha

да, действительно ))) спасибо, буду стараться ))

NataliaM

Яркий и красочный закат. Очень красиво.

Леди N.

Благодарю. На мой взгляд слишком яркий) Но когда сквозь него проходят солнечные лучи, выглядит неплохо)

NataliaM

а панно висит на стене? Я почему спрашиваю, если просто повесить на стену, то такой толк от витража. Ведь вся красота именно тогда, когда стекло пропускает солнечные лучи

Леди N.

Нет, это было не предназначено для висения на стене, делалось под размер и без рамки. Но вот я делала лотосы под Тиффани, поместила в достаточно толстую рамку, так, чтобы меду стеной и стеклом оставался просвет, и витраж бросает отсвет на стену. 3D, вполне симпатично)

Если интересно, вот тут есть: https://podjem-tal.ru/node/598044

NataliaM

Спасибо за сылочку. Ваши работы так же прекрасны.
Мои панно тоже в толстеньких рамках и думаю будут пропускать свет (нужно проэксперементировать)

Леди N.

Обязательно нужно)

Ольга1049

И снова - здравствуйте! У меня сложилось (почти) четкое ощущение о наличии, по крайней мере двух групп художников, которые работают с росписью стекла. Первая, условно, Классики. Они ратуют за четкий контур, строгое соблюдение канонов Витражной росписи, именно так, с большой буквы. И вторая - все остальныесмеюсь. Экспериментаторы! Ну неинтересно мне ровными красками все заливать! Оттенков хочется, смысла, глубины. Переходов цвета неожиданных! Как у вас, примерно. Это я так, к слову. Меня в разные стороны несет. И я, как начинающий, мечусь между "как правильно" и как хочется... А контур я вообще воспринимаю скорее, как рекомендацию или ориентир. смущаюсь

Еще не все ваши творения посмотрела, растягиваю удовольствие!

Леди N.

Здравствуйте)

Я скажу за себя - не считаю, что занимаюсь витражом как таковым (посмотрела - и в этом МК есть такая запись, не забыла уточнить). Сами знаете, что классический витраж - это совсем другое... Максимум  мои работы - это роспись под витраж, как моя последняя роспись фонарика. Там - четкий контур и заливка одной краской. А так я называю свои работы росписью стекла. Иногда применяю витражные краски, иногда для стекла и керамики, а порой просто акриловые и закрепляю их лаком. С контуром и без контура. Да, можно эту работу (закат) разбить на мельчайшие детали, и эдакой мелкой мозаикой добиться того же эффекта.Но это не моё) Зато не видела, чтобы смешивали краски сразу не стекле. Не претендую на изобретение, наверняка кто-то и раньше так поступал, но до такой техники "допёрла" сама, не подглядела.

Что-то меня словесно понесло, но тема-то интересная)

Поэтому заодно сравню витражную роспись с батиком. Там также - контур или резервы (горячий, холодный батик в т.ч.), но всегда есть возможность смешивать краски внутри резерва, хотя можно и вовсе разбить... А есть свободная роспись. Часто по влажной ткани. Вот тоже народ спорит - можно ли назвать ее батиком? Или это уже роспись ткани, которая вышла за его рамки?

Для меня писать всё время по канонам - всё равно что писать стихи одним стихотворным ямбом. Да, руку можно (и нужно) набить капитально.  В общем-то можно и не искать что-то новое... но мне это скучно. Не считаю что это хорошо или плохо... Всё зависит от наклонностей человека) И если я в живописи тяготею к акварели, то и батик у меня акварельный) И "витраж" такой же)

Но изначально, ИМХО, нужно знать канон. Это костяк, а к нему будут крепиться мышцы работы. Как скелет для рисунка человека или прорисовка для натюрморта... Чтобы знать, от какой печки танцевать в поисках своего стиля) Я начинала с сурового черного контура и строгой заливки)

Как-то так.

Ольга1049

И я так же! Я сейчас выложу своих зверей и тот  самый баркас. Вот не витраж это! Роспись...

Леди N.

жму руку