Автор(ы) | Дикарева Любовь |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | Вологда |
Материалы | Бумага, картон, акварель |
Получился у меня вот такой туесок... Почему выбрала именно это ремесло... А вот почему-

Есть у нас дома две вот таких замечательных шкатулочки, видите, какие уже потрепанные и потемневшие. Постоянно ими пользуюсь - в одной пуговки-кнопочки, в другой -скрепочки канцелярские. А появились они у нас давным-давно. Обе были подарены моей мамочке на 8 марта ее подругой, Надеждой Ивановной. Человеком редкой душевной широты! Надежда Ивановна была классным руководителем моего старшего брата, а так как поведением примерным он далеко не отличался)))), то именно забота о нем и сблизила маму с Н И, дружат наши семьи уже в третьем поколении, более 50 лет.

Почти стершаяся дарственная надпись, а слева штамп мастера,жаль - расплылся со временем...

А так эти шкатулки не только ценность нашей семьи, но и являются изделиями промысла Вологодской области, то у меня не было сомнений, какой промысел выбрать после кружева.

Рисунок срисовала с овальной шкатулки, совсем чуть-чуть изменив его. Так же отсканировала и распечатала, как и у Ангела https://podjem-tal.ru/node/619558?k=all&u=20373 .

Вырезала, раскрасила акварелью "под бересту"

Из картона склеила туесок и то же раскрасила под бересту

А донышко и низ крышки "под дерево"

Вот они все три вместе. Ободок у крышки покрыла лаком "груша", почему-то очень цвет темный получился.

Поближе...




А эти несколько фото сделала в магазине "Вологодские сувениры", ассортимент туесков в этой технике совсем маленький, всего один маленький прилавочек. Грустно....


Вот так и стоят все в кучке...
А вот с тисненой берестой и расписных туесков и шкатулок очень много. Фото не выкладываю, тк и так за лимит вылезла )))

Но, хватит о грустном...
Давайте лучше поговорим об очень интересном и редком промысле - о прорезной бересте.
Информацию взяла из журнала «Вокруг света» №12 (2495) | Декабрь 1981
Рубрика «Биография ремесла»
Очерк: "Прикосновение к бересте"
Речка Шемокса, приток Северной Двины, не спеша течет мимо березовых рощ и еловых перелесков по зеленым заливным лугам. Переливаются солнечные блики на спокойной воде, отражаются в ней высокие травы над сонными заводями. Смотрятся в эти глубокие зеркальные омуты потемневшие от времени крепкие избы деревень с резными коньками на крышах, кружевными наличниками на окнах. Здешние жители испокон веков владели столярным и плотничьим мастерством. Но особую славу им принесло умение вырезать из бересты украшающий орнамент. Шемогодские резчики, в совершенстве владея прорезной техникой, создавали из берестяной коры тончайшее кружево.
Почему возник этот художественный промысел именно на берегах речки Шемоксы? Исследователи северных народных ремесел не дают точного ответа. Но с уверенностью можно утверждать, что близость Великого Устюга имела большое значение для зарождения и развития шемогодокой резьбы.
Великий Устюг, расположенный на широкой торговой реке, издревле привлекал внимание иностранных купцов как удобный перевалочный и торговый пункт. Отсюда шли товары на Москву и на Белое море, в Сибирь и в далекий Китай. Уже в 1618 году в Великом Устюге жили англичане и голландцы, основавшие на Сухоне свои торговые конторы. Для украшения церквей и соборов в этот старинный город приезжали лучшие мастера и художники. Здесь развилось финифтяное, филигранное и чеканное дело, производство поливных изразцов, «просечное железо» и черневая работа по серебру — «северная чернь».
«Просечное железо», до сих пор встречающееся в древних строениях Великого Устюга, имеет орнамент, очень схожий с узорами старинной шемогодской резьбы. Это дает основание думать, что в очень далекие годы неведомый мастер, случайно может быть, захотел попробовать свое искусство на другом материале, который был в изобилии под рукой, а именно — на бересте. Опыт оказался удачным. И берестяное кружево стало употребляться в качестве декоративного материала, главным образом для оклейки шкатулок.
А Великий Устюг издавна славился шкатулочным производством. Местные шкатулки, обитые «морозом по жести», находили отличный сбыт по всей России и в восточных странах. Делали их главным образом на Шемоксе, а «морозом» обивали в Великом Устюге, где жили мастера, умевшие покрывать жесть узором, похожим на те, какие бывают зимой от мороза на окнах. Отсюда и пошло название «мороз по жести».
Естественно, что резьбой по бересте начали заниматься там, где под рукой был материал. В деревне Курово-Наволок, окруженной березовыми лесами, и начал работать первый резчик. Отсюда по имени речки Шемоксы и установилось название шемогодской резьбы.
Можно безошибочно назвать и фамилию первого мастера. Это был Вепрев. Долгое время резьбой по бересте здесь занимались только его потомки. После революции в шемогодской промартели состояло девяносто резчиков и все они носили одну фамилию — Вепревы.
Нужно отметить, что шемогодские шкатулки до революции были более известны в Париже и Нью-Йорке, чем в Петербурге и в Москве. Парижанки в шемогодских шкатулках хранили перчатки, американцы держали сигары и табак. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году рукодельные берестяные изделия шемогодского мастера Ивана Афанасьевича Вепрева были удостоены диплома и медали с отличием. А на Всероссийской выставке в Москве он получил золотую медаль. Славу Ивана Афанасьевича Вепрева унаследовали его сын Александр Иванович Вепрев и ученики Николай Васильевич и Серафима Вепревы.
Было время, когда шемогодцы, чтобы сделать шкатулки наряднее, подкладывали под берестяное кружево фольгу. Она придала легкость и прозрачность изделиям, как бы оживляла букетный узор отсветом непотухающего огня. Но в то же время фольга придавала изделию игрушечный вид, удешевляла художественную резьбу. Может быть, поэтому лучшие шемогодские мастера не пошли по этому пути. Иван Афанасьевич Вепрев вообще избегал применять фольгу, предпочитая для своей резьбы простой темный матовый фон, отчего берестяное кружево приобретало большую художественную выразительность и благородство.
В начале 60-х годов шемогодскую артель объединили с местной мебельной фабрикой. А потом берестяную продукцию совсем сняли с производства: говорят, она не находила широкого спроса. Казалось, что народное искусство, которое развивалось долгое время, вот-вот погибнет...
Так рассказывала мне одна из старейших мастериц шемогодской резьбы Александра Егоровна Маркова, полная, круглолицая женщина с характерным для северянок быстрым окатным говором. Александра Егоровна училась ремеслу еще в годы войны у Анны Алексеевны Рядовиковой, перенявшей в свое время мастерство у Вепревых.
— Во время войны резьбой занимались мало, украшали в основном школьные пеналы, — говорила Александра Егоровна. — А после войны мастеров вовсе поубавилось, да и жизнь пошла другая. Многие совсем отошли от ремесла.
Маркова вышла замуж, переехала в Великий Устюг, долгое время работала в детском саду. Но мастерство не забывалось. Так уж случается, что по разным жизненным обстоятельствам мастер может расстаться с ремеслом, воспринятым в юности. Но память хранит в своих кладовых приемы рисунка, резьбы, многие другие маленькие тайны. И рука не забывает приобретенных когда-то навыков.
Так случилось и с Александрой Егоровной. В свободное время ее тянуло к резьбе, и она изводила давний запас бересты на туески, кружки, шкатулки. Делала их для себя, дарила подругам, любителям народного искусства. Постепенно ее мастерство заметили, появились заказы для выставок, музеев, частных коллекций. В конце 60-х годов Маркова стала работать в Кузине, где на механическом заводе открыли цех шемогодской резьбы, а вскоре ее пригласили наладить производство шкатулок на Великоустюжской фабрике художественных кистей. Заглохший было промысел стал понемногу возрождаться.
...Терпкий запах дерева и бересты наполнял помещение, вызывая в памяти картину жаркого летнего дня, когда пронизанные солнцем, полные соков березы пахнут особенно остро и пряно. Мягко стучат по дереву (молоточки — это в дальнем конце цеха собирают шкатулки. За столами, расставленными вдоль окон, сосредоточенно работают девушки. Перед каждой мастерицей — стопка берестяных полосок-ленточек. С одной стороны они матовые, бархатистые, бело-розовые, с другой — блестящие, темно-желтые. Еле заметные выпуклые «иголки» не портят отшлифованной поверхности ленты. Это основной материал для берестяного кружева. Тут же нехитрый инструмент: притуплённое шило, циркуль, линейка, короткое острое лезвие ножа на длинной деревянной рукоятке и гладкая буковая досочка размером с тетрадочную страничку.
— Ассортимент современных шемогодских изделий главным образом сводится к шкатулкам разных размеров и форм, — пояснила Маркова. — Основной рисунок резьбы мы располагаем на боковой части шкатулки. Она и диктует резчику орнамент узора, обязательно включаемого в рамку бордюра. Это придает орнаменту строгую законченность.
Александра Егоровна кладет одну из берестяных полосок на доску, берет шило и мягко касается им центра ленты. Под ее рукой возникает извилистая линия — главный стебель. И вот уже на нем вырастает первый трехлистник, второй, третий... Плавные, округлые стебли с расходящимися в стороны веточками, постепенно оплетают поверхность берестяной ленты, выявляя контур будущего узора.
Мастерица не имеет перед собой готового образца. Она не срисовывает и не копирует, а создает орнамент, который помнит всю жизнь.
— У шемогодской резьбы исторически сложились три вида орнамента, — не прерывая работы, объясняет Александра Егоровна, — растительный, мы еще называем его «букет», геометрический и жанровый. Наиболее любим у нас «букет».
Отчеркнув с помощью линейки бордюр и разбросав штрихи-тычинки в цветах, прожилки в листьях, мастерица откладывает шило и берет в руки резец. Ловко, ухватисто держит она длинную рукоять ножа. Резец точно касается известных только мастерице мест, вынимает бересту крошечными кусочками, постепенно превращая березовую кору в затейливое кружево.
Вот под быстрой и уверенной рукой мастерицы возникают листья какого-то фантастического растения, похожего не то на калину, не то на дикий виноград, которые неожиданно переходят в стебель повилики. Я стремлюсь проследить пышное разветвление стебля, а он еще неожиданнее заканчивается цветами, похожими на васильки. Вглядываюсь в резьбу работающих рядом девушек и узнаю подснежники, колокольчики, папоротник. И у всех растительный орнамент отличается стройным развитием композиции, правильной планировкой и симметричностью повторений отдельных элементов цветка.
У каждой мастерицы основным мотивом является волнистый побег с полными, круглыми, повторяющимися завитками. Среди этих завитков мастерица, используя каждый сантиметр свободной площади, располагает в причудливой листве розетки, гроздья, подобия плодов. Волнообразный, с завитками побег имеет множество вариантов, но все они отличаются правильностью сложного рисунка, четким свободным очертанием листьев и цветов.
— У каждой девушки свой почерк, — поясняет Александра Егоровна. — Вот эти свежие мальвы любит резать Галина Вологдина, а эти пышные подсолнухи выполняет Люда Баженова — ее руку сразу узнаешь, ни с какой другой не спутаешь.
Дивное берестяное кружево растет прямо на глазах. Мастерицы ведут резьбу уверенно и быстро, держа рисунок в памяти. В их работе много маленьких секретов. Важно правильно держать нож, под определенным углом, чтобы срез был наклонным. Тогда фактура бересты украсит рисунок, а чтобы срез был одинаково ровным, нужно выработать определенную силу нажима. Самое трудное в работе — разводка. Хороший глазомер мастерице нужен, чтобы в рисунке было равновесие, чтобы ничего не выпадало и не перегружало его.
Валентина Усачева и Людмила Мелехина предпочитают резать геометрический орнамент. Они вырезают крышечки, в которых основную орнаментальную роль играет богато расчлененный круг. Украшение строится вокруг этого центрального мотива. Треугольники, ромбы, круги лучами расходятся от центра окружности.
Круг вошел в шемогодскую резьбу как древний языческий символ солнца. Со временем он видоизменился в розетку с многочисленными вариантами и сделался любимым мотивом шемогодской резьбы. Различные виды шкатулок, например овальная чайница, заставили резчиков искать новые формы круга. Так родился эллипс, открывший перед мастерицами новые пути к созданию орнамента.
Принято считать, что старые шемогодские мастера в основном резали трехлистники с отделочной каймой, но некоторые особо талантливые резчики занимались и жанровым, силуэтным рисунком, украшая шкатулки изображением сценок охоты, масленицы, вводя в них фигуры людей, птиц, оленей, лошадей. Характерной чертой этой резьбы было редкое умение вмещать задуманный образ в отведенный участок площади бересты и стилистически сочетать его с общим узором резьбы.
Профильное изображение птиц и зверей у шемогодских мастеров всегда очень выразительно. Один из лучших шемогодских мастеров, Николай Васильевич Вепрев, любил украшать шкатулки сюжетными орнаментами.
Сейчас берестяные шкатулки с сюжетной резьбой собирают в основном для выставок. Мастерица Татьяна Вязова создала на бересте панораму Великого Устюга, широко известны сказочные сюжеты Марковой.
— Береста, она, знаете, тоже с характером, — продолжает свой рассказ Александра Егоровна. — По мягкой легко резать, по твердой и слоистой — труднее: края задираются, чистоты фона и тонкости уже не будет. Вот почему не последнее дело — заготовка сырья. Каждый год, в начале июня, получив разрешение у лесничего, мы все вместе едем в лес. Выбираем березы не старше пятнадцати лет, обязательно в смешанном лесу. Снежно-белая, пахнущая березовым соком кора снимается легко. Только чуть надрежешь сверху вниз ствол — и готово. Деревья при этом не портятся, продолжают расти. Потом бересту просушиваем в тени, прессуем, шкурим, сглаживаем. Только после этого выкраиваем нужных размеров заготовки для шкатулок, туесов, зеркальных рам...
Мне хотелось проследить до конца, как делается берестяная шкатулка. Когда кружево для нее готово, мастерица вырезает на концах ленты «замок» и, аккуратно промазав его клеем, прикрепляет к подтемненному морилкой берестяному фону. Потом подкраивает нутрецо, тоже из бересты, и, соединив все три слоя вместе, натягивает их на сулаги, как здесь называют деревянные болванки. Немного подсушивают, потом загибают края, потом опять сушат. Когда береста примет форму шкатулки, сулаги снимают, а вместо них вставляют донышко и крышку, предварительно отшкурив их и отлакировав. Осталось только приклеить на крышку кружевной берестяной кружочек — и шкатулка готова.
В мастерской на гладко оструганных деревянных полках хранятся папки с эскизами, шкатулки разных цветов и размеров, берестяные туеса, деревянные поделки, сувенирные лапти, плетеные табакерки...
Я беру с полки светло-палевый, теплый на ощупь сундучок, плотно затянутый кремовым берестяным кружевом. Вглядываюсь в крышку шкатулки и вижу — кучер погоняет лошадей, и мчится, мчится тройка, взвихряя снежную пыль...
Е. Фролова
А еще у меня есть Красочная книга,
В ней информация обо всех сохранившихся промыслах нашей области, краткая, но очень красочная. Вот так представлена Береста.
Хочется верить, что Шемогодская резьба не исчезнет, как промысел, и новые работы мастеров будут радовать нас еще долго-долго..
В цифрах и фактах еще можно почитать здесь http://www.severberesta.ru/articles/147--xix-xx-
В картинках посмотреть здесь: http://www.booksite.ru/trade_vologda/09.html
Всем удачи и творческого вдохновения!!!
Очень красиво!!!!!!!
Спасибо!
Чудесная работа!!!!!!!!!!
Спасибо,Танюша!
Красота!!! Супер!!! Оригинально!!!
Данила!Спасибо!
Какая же вы молодец! Если нет самого материала - сделаем копию, раскрасим и создадим шедевр....
Спасибо, Татьяна! Очень приятно читать такую оценку от знающего человека!
Дело не в том, что нет бересты - она есть, и пробовала сначала на ней, чтоб почувствовать материал. Кстати, показалось проще резать - береста мягче, послушнее, добрее и податливее бумаги. Просто именно этот туесок сделан на Конкурс "Бумажная радуга ремёсел", поэтому выбор материала продиктован условиями конкурса.
Настоящая прорезная береста получилась! Браво, Люба!
Победы!
Николай Михайлович! Спасибо! Приятно вас видеть у себя!
Какая красота!!!!! Просматривая пщ-быстрому картинки, не сразу и поняла, где бумага, а где береста.Блестящая работа, достойное повторение шемогодских мастеров БРАВО!
Спасибо!
Очень понравилась Ваша работа! Огромное спасибо за интересную информацию.
Спасибо, Марина!
Красиво! Мастерски!
Галина, большое спасибо!
Люба удивили не то слово,это же надо после кружева еще и такая красота на бересте!!! Вот уж действительно- БРАВО!!!

Ниночка! Спасибо! Рада, что нравится! Я старалась!
Красота сказочная!
Большое спасибо!
Работа - супер! Не подумаешь, что из бумаги и картона! Люба, только победы!
Леночка! Спасибо! Самой нравится, и делала с огромным удовольствием!
Любушка!Всегда восхищаюсь берестяными шедеврами, но так передать бересту в бумаге,это нечто!!!! Ты просто волшебница!
Леночка! Так желание 99% успеха, а мне очень хотелось хорошо сделать.
Это просто великолепно! В руках мастера и бумага в бересту превращается. Восхищена.
Большое спасибо!
Я В ВОСТОРГЕ ОТ ПРЕКРАСНОСТИ...
Спасибо!
Как же здорово выполнены обе конкурсные работы! Даже не верится, что это все бумага! Браво! Удачи ВАМ, я даже не сомневаюсь в вашей победе!
Большое спасибо, Светлана!
Невероятно красиво!
Удачи!
Спасибо, тезка!
Шикарно!
Мария, спасибо!
Спасибо! Да... Чаще всего так и происходит - не бережем то что имеем... Скорее всего это из-за того, что на таком труде не заработаешь, ( по себе знаю), а кому хочется за так время тратить? только фанатам... А их так мало...
Здорово!
Спасибо, Оксаночка!
Красота необыкновенная! И, немаловажно, пользоваться можно! Браво!
Людмила, спасибо! Конечно, можно пользоваться, она же крепкая.
Великолепная работа! Удачи в конкурсе!
Спасибо, Ольга!
Любаша, браво!!! Красота! Спасибо за материал, познавательно. Как передала природную красоту бересты в картоне! Шикарная работа! Какие мастера были, такие чудесные, потрясающие вещи творили! Победы!
Наташа,спасибо большое!!!!!
Супер!!!очень реалистично!!!
Дима, спасибо!
Великолепно!!!! Беру в избранное. Желаю творческих побед!!! :)))
Спасибо!
Любовь,Вы безгранично талантливы и трудолюбивы! В Ваших руках все превращается в волшебную красоту.Успехов Вам в творчестве!
Татьяна! Спасибо!
Отличная работа!
Спасибо большое!
Замечательная работа! Удачи в конкурсе!
Спасибо большое!
Любаша,очень интересно,красиво,познавательно!Браво Золотым ручкам и победы в конкурсе!!!
Спасибо, Олюшка!!!!
Изумительная работа! Так передан материал, что ни за что не отличишь, если не прочитаешь! Люба, я в восторге, изумлении и восхищении! Если удастся встретиться, то обязательно прикоснусь к золотым рукам...
Лидия Леонидовна! Спасибо!
Вообще-то я не сторонник имитаций, не люблю поДделки, "ПОД" - оно и есть под,
те снизу - априори хуже оригинала, как не крути... Но бывают такие ситуации, как здесь, когда стоИт задача - передать один материал через другой - это уже интересно.
Хотелось попробовать решить задачу по максимуму, надеюсь получилось.
А руки... Так если бы не Татьяна Николаевна , Ануп, и вся наша, созданная ими, Страна - не было бы ничего этого!
Сидела бы тихонько, карандаши стачивала...
Вот чьи руки и головы самые-самые - нет на Земле материала, с которым можно было бы сравнить...
Говорю совершенно искренне, сами знаете сколько раз Страна спасала в минуты боли и отчаяния... И как все здесь друг друга поддерживают, делят с нами все надежды и радости...
Согласна с каждым словом!
Очень-очень натурально....! Как же здорово получилось у Вас сделать из бумаги такое чудо....!
Спасибо, Светочка!
Прекрасная имитация-ПОЛНЫЙ ВОСТОРГ!!!
УДАЧИ!!!

Елена Ивановна! Огромное спасибо!
Любушка, какие ШЕДЕВРЫ ты сделала!!!!!
Я в восторге от работ!!!! Сижу и любуюсь.....
Как же всё натурально!!! БРАВО!!!! 

Лариса! Спасибо!
Я старалась
Скажу честно- шкатулочки эти знаю, видела, сама покупала в подарки за рубеж... Но здесь и сейчас только поняла насколько они прекрасны!!! Бумага под бересту- очуметь! БРАВООО!!! Любаша, потрясающая идея, как всегда безупречное исполнение и интереснейший материал!!! Работа проделала громадная! но она того стоила!
Спасибо, Лилечка!
ну как не зайду так шедевр у вас !!! В жись бы не додумалась что это можно сделать самой !
Спасибо!
Любовь! Еще раз огромное спасибо за подробный интереснейший рассказ и за ваше творение! Как всегда полный восторг!
Скажите, а маленькие кругленькие дырочки Вы тоже макетным ножом вырезали?
Спасибо!
Дырочки сделала обычным пробойником на 2мм. У меня есть набор от 1 до 7 мм.
Впечатляет!
Спасибо!
Любаша, умница наша!Чуть не прошла мимо такого шедевра!Я вообще очень люблю все берестяное, а тут такая изящная и тонкая работа!Очень надеюсь увидеть эту красоту не на фотографиях, а в живую! БРАВО!БРАВО!БРАВО!
Женечка! Спасибо!
Если все сложится, то обязательно увидишь!
Превосходная работа!
Спасибо большое!
Туесок настолько мастерски сделан , что нет слов! Не отличишь от настоящего! Очень интересная и познавательная информация,спасибо! Так захотелось в Вологодский край в семью друзей! Мы каждое лето в Устюжну ездили! Какие воспоминания!
Спасибо!
Один в один!!! Замечательно!
Спасибо!
Я В полном востроге от вашей работы, замечательно никогда бы не подумала что из картона можно так сделать, но мастера на все способны
Спасибо, Елена!
Неужели это из бумаги? Трудно поверить..
Спасибо! Конечно из бумаги, ведь условия конкурса ясно оговаривают материал.
Ваш туесок не отличить от настоящего!!! Потрясающая работа!!! Браво!!!
Спасибо, Наташа!
Ой, как красиво получилось!!! Я сначала даже засомневалась, что это изделие из бумаги. Удачи Вам в конкурсе и заслуженной победы!!!
Спасибо!
Как все интересно!
Это шедевры. И место им в музее, что б все видели и стремились к совершенству!
Любашка, от души поздравляю с ПОБЕДОЙ! Шедевральные работы!
Любаша, браво золотым ручкам! Очень красиво!
Замечательная работа, просто АХ, а из какого картона вы это чудо сделали?
Очень кропотливая работа!!!! А как красиво!!!!