Автор(ы) | Коллективная работа, ученики 10 класса |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | МБОУ "Усть-Цилемская СОШ" |
Материалы | Бумага для акварели, пастель, фломастеры, гелевые ручки |
Педагог | Калашникова Лидия Леонидовна |
Представляю на конкурс работы моих учениц-десятиклассниц, которые они выполняли в прошлом учебном году. Проект, который мы выполняли на курсах "Вокруг света" увлёк всех. И для меня, и для моих учениц многое в традиционном ремесле пижемской росписи было открытием. Они с удовольствием рисовали каждая свои поля, семена, почки, ростки...
Промысел этот имеет глубокие корни, и мне очень радостно, что сохранился до сих пор.
Пижемская роспись в настоящее время используется очень широко. Мы с моими ученицами попытались изготовить сувениры из бумаги. Здесь представлены бумажные тарелки и магниты на холодильник.
Пижемские ложки с росписью. Как видите, даже здесь каждый мастер создал свой вариант. Можно использовать как закладку.
Эти ложечки маленькие. Могут служить закладкой или можно сделать из них магнит на холодильник.
При подготовке к Пасхе можно расписать бумажное яйцо.
Работы Истоминой Ангелины.
А это сама моя главная художница Истомина Геля.
Работы Дуркиной Алины.
Дуркина Алина со своими работами.
Рабочий момент в классе.
А это брелочки с пижемской росписью.
С удовольствием участвовали в нашем проекте ученики 4а класса. Это их работы.
Довольны своими ложками!
И в заключение мои личные работы. Попробовали расписывать бересту, тоже здорово смотрится!
Пижемская роспись - одна из древнейших росписей Русского Севера (известна с XVII века). Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками. Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. Рукописная традиция оказала сильнейшее влияние на формирование стиля пижемской росписи. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи.
Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но, в отличие от нее, в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.
Пижемская роспись отличается от ярких, нарядных северных росписей потому, что в её основу положен древний геометрический орнамент, элементы которого всегда имели для человека глубокий философский и символический смысл. Роспись играла не только роль заполнения свободного пространства и украшения его, но и оберега, способного защитить от грозных и порой непостижимых сил природы. Исследователи утверждают, что каждый элемент росписи обозначает очень важное для человека понятие.
Например:
• прямая линия - твердь небесная и земная;
• плавная линия – вода;
• крест - огонь или солнце;
• ромб – земля;
• точки – семена;
• ромб, разделенный крестом с ростками – плодородие и изобилие.
Использование этих элементов в росписи означало пожелание благополучия, достатка, большой и полной семьи.
Эти ложки расписывала мастер отделения художественных ремёсел при Усть-Цилемском музее А.В.Журавского Харитонова Татьяна Александровна. Училась она у старых мастеров, осваивала их стиль письма. Особо обращала внимание на старинные расписные изделия.
Как и в далёкие времена, расписывает Таня перьями. С жёлтой ручкой совсем тоненькое. А второе, возможно, некоторые вспомнят... В начальной школе я писала такими на уроках... Стальные, со звёздочкой...
А это ложки цилемские. Их делает и расписывает замечательный мастер резьбы по дереву, капу Чупров Степан Иванович. В основе лежит пижемская роспись, её основные элементы, а мастер вносит своё видение.
Росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме, где шла переписка книг. Искусство книгописных мастерских и народных умельцев оказало влияние на роспись усть-цилемских ложек. На них мы видим скромный узор. Это геометрические орнаменты, выполненные тщательно прорисованной линией, затем раскрашенные.
В росписи преобладает яркая киноварь, то заливающая внутренность узора, то тщательно обводящая его по черному контуру. Росписи графичны, узорны. И они составили особый вид росписей.
Старинные ложки, которые служат образцом при работе современных мастеров.
Роспись осуществлялась на рубелях «каталках», прикладах ружей и других вещах, сделанных из дерева.
Со временем две эти росписи тесно переплелись, так что теперь трудно разделить, где пижемская роспись, а где усть-цилемская. Мастера заимствовали друг у друга некоторые элементы, хотя каждый и сохранял свой стиль письма.
В настоящее время пижемская роспись широко используется при изготовлении сувенирной продукции.
Прекрасные работы! Удачи в конкурсе!
Спасибо!
Не устаю восхищаться трудолюбием и талантом Вас,уважаемая Лидия Леонидовна и ваших подопечных!!! Победы Вам несомненной!!!!
Спасибо, Леночка!
Как славно потрудились девчата-замечательные работы,очень понравились-БРАВО!!! УДАЧИ!!!
Спасибо, Елена Ивановна!
С интересом прочитала, девочки умницы, такой труд кропотливый. Всё понравилось.
Благодарю!
Спасибо!
Вот это молодцы!!! На славу потрудились!!! Лидия Леонидовна, желаю Вам и ребятам только победы!!!
Спасибо, Наташа!
Лидия Леонидовна, поздравляю Вас и Ваших ребят с победой!!! Молодцы!!!
Спасибо большое!
Как красиво, как много!!! МОЛОДЦЫ!!!
Спасибо большое!
До чего красиво то!!!!
Спасибо вам, Юля и Миша!
Как здорово и увлекательно!
Благодарю, Мария!
Лида! Вы с девочками не перестаёте удивлять и радовать одновременно. Замечательные работы и очень познавательный рассказ о промысле.
Спасибо, Оля! Благодаря Татьяне Николаевне, мы узнаём иногда интересное о том, что находится рядом... Деревянными ложками у нас никого не удивишь, а вот то, как дети работали над росписью на бумаге, для меня было радостным открытием. Ни одной испорченной работы, даже у малышей! Им было интересно!
Снова с огромным удовольствием полюбовалась работами с этой удивительной росписью - не яркой, не броской, как сама природа Севера, но завораживающей! В каждом завитке читается сила и мудрость, они словно ростки на холодной земле - маленькие, но могучие. Какие все молодцы!
Татьяна Николаевна, как я рада, что вы заглянули! Огромная вам благодарность! А я еле выбрала, какие фото показать, ведь их много, хочется все-все...
Красота в простоте, мне очень понравилось.
Спасибо!
Какая красота!!! Удачи в конкурсе такому увлеченному коллективу!
Спасибо большое!
В сотый раз поражаюсь, какие же вы все умнички!
Спасибо большое!
Красиво!!!!! Удачи творческому коллективу!!!
Благодарю!
Ура! я опять окунулась в мир пижемской росписи! торжественно подтверждаю, что роспись эта имеет какую то магическую притягательность, а рисовать узоры так интересно! я знаю- я пробовала
Спасибо, Лиля! Надеюсь на встречу!
Лидия Леонидовна! Браво! Какую колоссальную работу Вы проделали!
Спасибо! Было очень интересно и совсем не в тягость...
Замечательные работы! Очень красивые орнаменты, так здорово узнавать, что означают элементы в росписи, как тайные послания с далёких времён! Очень интересно!
Спасибо большое за ваш интерес! Приятно, что работа сделана не зря...
Слов нет от увиденной красоты!!! Великолепная работа!!! Роспись очень красивая!!! Браво!!!
Спасибо, Ларисочка!
Лидия Леонидовна!!!!!!!!!Поздравляю Вас и ваших учеников с 1местом!!!!
Благодарим от души!