Первое знакомство с красками. Урок № 2.

Материал

Картина панно рисунок Педагогический опыт Рисование и живопись Первое знакомство с красками Урок № 2 Акварель

В избранных: 91
В избранных: 91
В избранных: 91
В избранных: 91
В избранных: 91

Поделиться:

Первое знакомство с красками. От акварели до гуаши. Урок № 2
Цикл занятий из 6ти уроков.
Возраст от 5 лет.

Начало здесь - https://podjem-tal.ru/node/958976

Урок №2. "Листопад"

Первое знакомство с красками. От акварели до гуаши. Урок № 2
Цикл занятий из 6ти уроков. 
Возраст от 5 лет.

Начало здесь - https://podjem-tal.ru/node/958976

Урок №2. "Листопад" (фото 1)

Второй урок открывает цикл «Осенние фантазии». Что же еще рисовать осенью, как не осень? Такое разнообразие красок кругом!
Раньше я думала, что хороший учитель придумывает темы для своих занятий исключительно сам. Я целыми днями пыталась «родить» очередную тему и очень расстраивалась, потому что выходило у меня все весьма посредственно, из-за недостаточности опыта и слишком высоких амбиций. Теперь я понимаю, что учитель черпает идеи своих уроков буквально отовсюду! Даже самый обычный разговор с домашними может натолкнуть на хорошую мысль! Ну и конечно стоит собирать собственную библиотечку. Вначале, когда я начала учиться – я покупала самоучители без разбора, мне тогда все казалось красиво. Теперь многие из них перекочевали на самые дальние полочки, как пример «искусственного» и «не настоящего».

Второй урок открывает цикл «Осенние фантазии». Что же еще рисовать осенью, как не осень? Такое разнообразие красок кругом! 
Раньше я думала, что хороший учитель придумывает темы для своих занятий исключительно сам. Я целыми днями пыталась «родить» очередную тему и очень расстраивалась, потому что выходило у меня все весьма посредственно, из-за недостаточности опыта и слишком высоких амбиций. Теперь я понимаю, что учитель черпает идеи своих уроков буквально отовсюду! Даже самый обычный разговор с домашними может натолкнуть на хорошую мысль! Ну и конечно стоит собирать собственную библиотечку. Вначале, когда я начала учиться – я покупала самоучители без разбора, мне тогда все казалось красиво. Теперь многие из них перекочевали на самые дальние полочки, как пример «искусственного» и «не настоящего». 
 (фото 2)

А вот такую книжечку я приобрела давно и за довольную сумму. Копила деньги, тогда я не работала, и купила. Я увидела там сущий примитив, не интересные уроки и простые картинки, совсем уж для детей – и расстроилась, что так глупо потратила деньги. И как же я была счастлива, открыв ее пять лет спустя – я нашла там клад с идеями! Все эти элементарные картинки помогли мне сотворить не одно занятие с детьми! Главное – поймать идею. Просто увидев изображение, в голове рождается последовательность – как это воплотить, изменить, сделать интереснее и доступнее для учеников. Когда ты знаком с группой, с возможностями детей, то и урок строишь соответственно. Я советую вам иметь эту книжечку хотя бы в электронном виде – я часто встречаю ее на просторах интернета. А уж если вы найдете ее в издании – смело покупайте! Не пожалеете!

А вот такую книжечку я приобрела давно и за довольную сумму. Копила деньги, тогда я не работала, и купила. Я увидела там сущий примитив, не интересные уроки и простые картинки, совсем уж для детей – и расстроилась, что так глупо потратила деньги. И как же я была счастлива, открыв ее пять лет спустя – я нашла там клад с идеями! Все эти элементарные картинки помогли мне сотворить не одно занятие с детьми! Главное – поймать идею. Просто увидев изображение, в голове рождается последовательность – как это воплотить, изменить, сделать интереснее и доступнее для учеников. Когда ты знаком с группой, с возможностями детей, то и урок строишь соответственно. Я советую вам иметь эту книжечку хотя бы в электронном виде – я часто встречаю ее на просторах интернета. А уж если вы найдете ее в издании – смело покупайте! Не пожалеете!  (фото 3)

Так вот – этот урок родился благодаря этой картинке. Я пошла дальше, усложнив задание, введя в урок работу в смешанной технике и элементы аппликации.

Так вот – этот урок родился благодаря этой картинке. Я пошла дальше, усложнив задание, введя в урок работу в смешанной технике и элементы аппликации. (фото 4)

В начале урока разговор. Это обязательное условие – общение. Детям задаются вопросы – они отвечают. Педагог может начать издалека и подвести детей к теме урока, они уже будут мысленно подготовлены к нему, тема не обрушится на них как снег на голову, а явится как бы сама собой.
И так, задаю вопросы – что за время года сейчас? Поразительно, но ответить правильно на этот вопрос могут не все дети! Осень! А как мы понимаем, что наступила осень? (ответы детей – листья желтеют и опадают, стало дождливо и холодно, птицы улетели на юг, день стал короче). А какие краски встречаем мы сейчас на улице? (ответы детей – желтые, зеленые, красные, оранжевые, коричневые). Я рассказываю, что художник нарисовал два дерева – одно зеленое, а другое желтое. Какое дерево осеннее? А другое дерево в какое время года растет? А как называется момент, когда с деревьев падает много-много листьев сразу? (ответы детей – листопад). Вот такой осенний листопад мы сегодня с вами нарисуем! Смотрите, как мы плавно подошли к теме урока, настроив детей на осеннюю волну.

Материалы: Бумага А-3
Акварель медовая 12 цв.
Кисти белка № 3, 6, 9
Восковые мелки
Фломастеры
Ножницы
Клей

В начале урока разговор. Это обязательное условие – общение. Детям задаются вопросы – они отвечают. Педагог может начать издалека и подвести детей к теме урока, они уже будут мысленно подготовлены к нему, тема не обрушится на них как снег на голову, а явится как бы сама собой. 
И так, задаю вопросы – что за время года сейчас? Поразительно, но ответить правильно на этот вопрос могут не все дети! Осень! А как мы понимаем, что наступила осень? (ответы детей – листья желтеют и опадают, стало дождливо и холодно, птицы улетели на юг, день стал короче). А какие краски встречаем мы сейчас на улице? (ответы детей – желтые, зеленые, красные, оранжевые, коричневые). Я рассказываю, что художник нарисовал два дерева – одно зеленое, а другое желтое. Какое дерево осеннее? А другое дерево в какое время года растет? А как называется момент, когда с деревьев падает много-много листьев сразу? (ответы детей – листопад). Вот такой осенний листопад мы сегодня с вами нарисуем! Смотрите, как мы плавно подошли к теме урока, настроив детей на осеннюю волну. 

Материалы: Бумага А-3
Акварель медовая 12 цв.
Кисти белка № 3, 6, 9
Восковые мелки
Фломастеры 
Ножницы
Клей  (фото 5)

Рассказываю детям, что такое пейзаж. Показываю картину – пример. Спрашиваю, что я здесь изобразила и какие цвета они видят на картине. Дети сами выбирают правильное расположение листа.
Линия горизонта – это линия, где небо соприкасается с землей. Или по-другому – линия земли. Но земля никогда не бывает прямая – только асфальт, который сделал человек, а то, что сделала природа – всегда отклоняется от прямой линии. Вот представим, что вышли мы в поле и смотрим вдаль – там небо и земля соединились, а земля не прямая, а бугристая – где-то яма, а где-то горка. Вот и мы нарисуем красивую плавную линию сначала в воздухе рукой перед собой, а потом повторим на бумаге. Обращаю внимание детей, что сверху у меня осталось места больше, чем снизу.

Рассказываю детям, что такое пейзаж. Показываю картину – пример. Спрашиваю, что я здесь изобразила и какие цвета они видят на картине. Дети сами выбирают правильное расположение листа.
Линия горизонта – это линия, где небо соприкасается с землей. Или по-другому – линия земли. Но земля никогда не бывает прямая – только асфальт, который сделал человек, а то, что сделала природа – всегда отклоняется от прямой линии. Вот представим, что вышли мы в поле и смотрим вдаль – там небо и земля соединились, а земля не прямая, а бугристая – где-то яма, а где-то горка. Вот и мы нарисуем красивую плавную линию сначала в воздухе рукой перед собой, а потом повторим на бумаге. Обращаю внимание детей, что сверху у меня осталось места больше, чем снизу.
 (фото 6)

Дальше поговорим о деревьях. Это заслуживает отдельного внимания. Дети часто рисуют прямой ствол и ветки в стороны, как кресты. Откуда они это берут практически поголовно – ума не приложу! Сначала разбираемся - из чего состоит дерево: в земле корни, над землей ствол, а от ствола растут ветки, на ветках листья. Ствол не прямой! Прямые столбы у дороги, а ствол живой! В нем водичка течет, а водичка течь прямо не умеет, она извивается, так и ствол дерева. И еще обратить внимание детей, что если бы ствол был прямой, то дерево сломалось бы – поэтому у земли ствол утолщается. Ветки всегда растут в сторону и вверх. Я прошу детей представить себя деревом. Мы – ствол, а руки – ветви. Говорю, что дерево пытается руками достать солнышко – тянемся вверх, сильнее и сильнее, пытаемся поймать солнышко в кулачок. Детки быстро запоминают, что веточки направлены вверх. А на больших ветках-руках, маленькие веточки-пальчики. И они тоже растут к солнышку! Рисуем. Еще стоит рассказать, что каждая веточка тем местом, где крепится к стволу – утолщается. Наш набросок готов.

Дальше поговорим о деревьях. Это заслуживает отдельного внимания. Дети часто рисуют прямой ствол и ветки в стороны, как кресты. Откуда они это берут практически поголовно – ума не приложу! Сначала разбираемся - из чего состоит дерево: в земле корни, над землей ствол, а от ствола растут ветки, на ветках листья. Ствол не прямой! Прямые столбы у дороги, а ствол живой! В нем водичка течет, а водичка течь прямо не умеет, она извивается, так и ствол дерева. И еще обратить внимание детей, что если бы ствол был прямой, то дерево сломалось бы – поэтому у земли ствол утолщается. Ветки всегда растут в сторону и вверх. Я прошу детей представить себя деревом. Мы – ствол, а руки – ветви. Говорю, что дерево пытается руками достать солнышко – тянемся вверх, сильнее и сильнее, пытаемся поймать солнышко в кулачок. Детки быстро запоминают, что веточки направлены вверх. А на больших ветках-руках, маленькие веточки-пальчики. И они тоже растут к солнышку! Рисуем. Еще стоит рассказать, что каждая веточка тем местом, где крепится к стволу – утолщается. Наш набросок готов. (фото 7)

Сейчас берем восковой мелок коричневого цвета и начинаем рисовать дерево. Штрихи рисуем вертикально, по линии роста ствола, а между штрихами оставляем белую бумагу. У деток пальчики слабые, поэтому я прошу их сильнее нажимать на мелок. На нашем дереве не должно появиться горизонтальных штрихов! Было бы здорово перед уроком, или на прогулке обратить внимание детей на живые деревья, чтобы они потрогали пальчиками кору, какая она фактурная. Все веточки, даже самые маленькие обводим мелком.

Сейчас берем восковой мелок коричневого цвета и начинаем рисовать дерево. Штрихи рисуем вертикально, по линии роста ствола, а между штрихами оставляем белую бумагу. У деток пальчики слабые, поэтому я прошу их сильнее нажимать на мелок. На нашем дереве не должно появиться горизонтальных штрихов! Было бы здорово перед уроком, или на прогулке обратить внимание детей на живые деревья, чтобы они потрогали пальчиками кору, какая она фактурная. Все веточки, даже самые маленькие обводим мелком.  (фото 8)
 
Первое знакомство с красками. Урок № 2. (фото 9)

Дальше этим же мелком нарисуем травку под стволом и на переднем плане картины. Почему коричневым? А у нас же осень – трава пожухла, стала сухой. Рисуем уверенными линиями. Травка тоже растет вверх, к солнышку!

Дальше этим же мелком нарисуем травку под стволом и на переднем плане картины. Почему коричневым? А у нас же осень – трава пожухла, стала сухой. Рисуем уверенными линиями. Травка тоже растет вверх, к солнышку! (фото 10)

Теперь за дело берется акварель! Вспоминаем с ребятами прошлый урок. Наша акварельная краска живет в коробочке и очень любит воду!
Пишем небо! Дети называют цвет, которым мы работаем. Детям нужно самим выбрать размер кисти, которым они будут работать. Педагог обращает внимание детей на положение кисти в руке, на то, как правильно нужно набрать краску и как правильно класть мазки. Записываем небо полностью, прямо поверх дерева – оно как по волшебству проявится сквозь синюю краску. Часто сталкиваюсь с тем, что дети рисуют синим небо немного вверху, и землю, а между ними белый лист. Несколько раз повторяю во время урока, что небо спускается до самой земли, на линии горизонта они встречаются! Между ними нет никаких дырок!

Теперь за дело берется акварель! Вспоминаем с ребятами прошлый урок. Наша акварельная краска живет в коробочке и очень любит воду! 
Пишем небо! Дети называют цвет, которым мы работаем. Детям нужно самим выбрать размер кисти, которым они будут работать. Педагог обращает внимание детей на положение кисти в руке, на то, как правильно нужно набрать краску и как правильно класть мазки. Записываем небо полностью, прямо поверх дерева – оно как по волшебству проявится сквозь синюю краску. Часто сталкиваюсь с тем, что дети рисуют синим небо немного вверху, и землю, а между ними белый лист. Несколько раз повторяю во время урока, что небо спускается до самой земли, на линии горизонта они встречаются! Между ними нет никаких дырок! 
 (фото 11)

Здесь мы работаем без оттенков. Чистым цветом. Если сразу вводить оттенки, дети запутаются – это не так то просто, поэтому сначала мы просто учимся чувствовать краску, учимся любить ее.
А каким цветом пишем землю? (ответы детей – желтый, оранжевый, охра). Пишем. Снова повторяю, что прежде, чем набрать краску на кисть, ее нужно тщательно промыть. Мы пишем легко, с любовью, словно гладим кисточкой кошечку-бумагу. Каждый мазочек рождается волшебным движением, не резким, а плавным. В какой-то момент я останавливаю детей и показываю свою кисть, которую я намеренно залохматила, и говорю, что если в процессе рисования ваша кисть становится такой – значит, вы что-то делаете не верно! Кисть всегда должна быть аккуратным хвостиком. Так же напоминаю детям, что нужно смахивать с кисти лишнюю воду о край баночки, либо пальчиками свободной руки.

Здесь мы работаем без оттенков. Чистым цветом. Если сразу вводить оттенки, дети запутаются – это не так то просто, поэтому сначала мы просто учимся чувствовать краску, учимся любить ее.
А каким цветом пишем землю? (ответы детей – желтый, оранжевый, охра). Пишем. Снова повторяю, что прежде, чем набрать краску на кисть, ее нужно тщательно промыть. Мы пишем легко, с любовью, словно гладим кисточкой кошечку-бумагу. Каждый мазочек рождается волшебным движением, не резким, а плавным. В какой-то момент я останавливаю детей и показываю свою кисть, которую я намеренно залохматила, и говорю, что если в процессе рисования ваша кисть становится такой – значит, вы что-то делаете не верно! Кисть всегда должна быть аккуратным хвостиком. Так же напоминаю детям, что нужно смахивать с кисти лишнюю воду о край баночки, либо пальчиками свободной руки.
 (фото 12)

Пока мы писали землю – небо у нас уже высохло. Мы берем среднюю кисть и набираем на нее черную краску. Да-да, именно черную! Я считаю неверным то, что многие педагоги запрещают рисовать черным цветом. Слышала, как одна учительница в панике говорит, что дети после художественной школы боятся черной краски! Это не верно – черный, это такой же цвет, и рисовать им нужно! Но вот только он очень жесткий и используем мы его аккуратно! Дети говорят мне «он плохой»! я сразу поправляю – нет, он не плохой, просто порой бывает вредным и хулиганит.
Мы же с вами прекрасно знаем, что черным можно одинаково испортить работу и вытянуть ее. Но ведь испортить работу можно и белым, и красным и любым другим цветом! Так почему же все спустили собак именно на черную краску? Несправедливо! Поэтому мы учимся не бояться черной краски и учимся использовать ее аккуратно и обдуманно.
Черной краской мы пишем ствол, прямо поверх мелка. Помните, мы оставляли белые промежутки между штрихами? Там, где осталась бумага, черная краска легла как само собой разумеющееся, и у нас получается оптическая фактура коры: коричневый – свет, черный – тень. Дерево, словно настоящее, так и хочется пощупать – ладошка при виде такого изображения сама ощущает шершавость коры.

Пока мы писали землю – небо у нас уже высохло. Мы берем среднюю кисть и набираем на нее черную краску. Да-да, именно черную! Я считаю неверным то, что многие педагоги запрещают рисовать черным цветом. Слышала, как одна учительница в панике говорит, что дети после художественной школы боятся черной краски! Это не верно – черный, это такой же цвет, и рисовать им нужно! Но вот только он очень жесткий и используем мы его аккуратно! Дети говорят мне «он плохой»! я сразу поправляю – нет, он не плохой, просто порой бывает вредным и хулиганит. 
Мы же с вами прекрасно знаем, что черным можно одинаково испортить работу и вытянуть ее. Но ведь испортить работу можно и белым, и красным и любым другим цветом! Так почему же все спустили собак именно на черную краску? Несправедливо! Поэтому мы учимся не бояться черной краски и учимся использовать ее аккуратно и обдуманно.
Черной краской мы пишем ствол, прямо поверх мелка. Помните, мы оставляли белые промежутки между штрихами? Там, где осталась бумага, черная краска легла как само собой разумеющееся, и у нас получается оптическая фактура коры: коричневый – свет, черный – тень. Дерево, словно настоящее, так и хочется пощупать – ладошка при виде такого изображения сама ощущает шершавость коры.
 (фото 13)
 
Первое знакомство с красками. Урок № 2. (фото 14)

Тщательно промываем кисть после черной краски! И на наших ветвях оставим следочками несколько желтых и красных листиков, которые еще не успели слететь с дерева.
На этом этапе работа с красками окончена. Я прошу детей прибрать рабочее место, промыть кисти и приготовить альбом, фломастеры, ножницы и клей.

Тщательно промываем кисть после черной краски! И на наших ветвях оставим следочками несколько желтых и красных листиков, которые еще не успели слететь с дерева.
На этом этапе работа с красками окончена. Я прошу детей прибрать рабочее место, промыть кисти и приготовить альбом, фломастеры, ножницы и клей. 
 (фото 15)

Пока наша картина сохнет, мы нарисуем листочки, которые ветер сорвал с дерева и закружил в осеннем вихре. Снова прошу вспомнить детей самые осенние цвета. Рисуем на альбомном листе фломастерами или мелками – тут по желанию. Размеры листочка не меньше мизинца! Муравьев не плодим и гигантов тоже не рисуем! (Фраза про муравьев детям очень нравится. Особенно «опять муравьев наплодили!» - сразу хохочут и шутят, что надо курицу звать – муравьев клевать). Листочки вырезаем и приклеиваем на наш рисунок абсолютно хаотично, чтобы создавалось впечатления, что листья летят по небу.

Пока наша картина сохнет, мы нарисуем листочки, которые ветер сорвал с дерева и закружил в осеннем вихре. Снова прошу вспомнить детей самые осенние цвета. Рисуем на альбомном листе фломастерами или мелками – тут по желанию. Размеры листочка не меньше мизинца! Муравьев не плодим и гигантов тоже не рисуем! (Фраза про муравьев детям очень нравится. Особенно «опять муравьев наплодили!» - сразу хохочут и шутят, что надо курицу звать – муравьев клевать). Листочки вырезаем и приклеиваем на наш рисунок абсолютно хаотично, чтобы создавалось впечатления, что листья летят по небу. (фото 16)

Мы часто работаем в такой технике, что-то вырезаем и приклеиваем на рисунок. Дети со временем учатся лучше обходиться с ножницами, работают с трафаретами, начинают мыслить объемно. Мы никогда не пользуемся клеем-карандашом! Только жидкий пва! Учимся регулировать количество клея (сперва дети выдавливают целые озера клея), учимся смазывать каждый уголок детальки пальчиком (мелкая моторика), аккуратно клеить. Надо дать детям понять, что много клея не значит, что деталька лучше приклеится – наоборот! Клей размягчит бумагу и она порвется. Через несколько занятий мне уже не нужно подходить к каждому и убирать лишний клей – дети учатся быстро!
Подытожим. Мы поработали акварелью, научились «заливать» фрагменты рисунка одним цветом, вспомнили правила работы кистью и акварелью. Выполнили картину в смешанной технике: акварель+воск с элементами аппликации. Я советую снова устно повторить все действия урока от выбора формата бумаги до приклеивания листьев, чтобы у детей отложился в голове не только процесс, но и техника.

Мы часто работаем в такой технике, что-то вырезаем и приклеиваем на рисунок. Дети со временем учатся лучше обходиться с ножницами, работают с трафаретами, начинают мыслить объемно. Мы никогда не пользуемся клеем-карандашом! Только жидкий пва! Учимся регулировать количество клея (сперва дети выдавливают целые озера клея), учимся смазывать каждый уголок детальки пальчиком (мелкая моторика), аккуратно клеить. Надо дать детям понять, что много клея не значит, что деталька лучше приклеится – наоборот! Клей размягчит бумагу и она порвется. Через несколько занятий мне уже не нужно подходить к каждому и убирать лишний клей – дети учатся быстро!
Подытожим. Мы поработали акварелью, научились «заливать» фрагменты рисунка одним цветом, вспомнили правила работы кистью и акварелью. Выполнили картину в смешанной технике: акварель+воск с элементами аппликации. Я советую снова устно повторить все действия урока от выбора формата бумаги до приклеивания листьев, чтобы у детей отложился в голове не только процесс, но и техника.
 (фото 17)

Этот урок я снова провела для всех возрастных групп. Пятилетки и 1-2 класс делали без изменений, а старшая группа в обязательном порядке прорабатывала передний план (кто-то рисовал зайцев, кто-то грибы и ягоды), а на дальнем плане мы с ними рисовали лес и улетающих птиц. Я считаю, что тут можно еще много напридумывать)

Если этот урок поможет вам в организации собственных занятий – я буду рада)

Спасибо за внимание! продолжение следует ;)

 

lar-ly

ох, как здорово! а нужно- то как! спасибо огромное! скажите, а листочки, те, что примакиванием (следочками) тоже акварелью? с нетерпением буду ждать следующих уроков! можно и больше шести...

Ави Флетчер

Спасибо Вам) Надеюсь пригодится) 

Да, листочки рисовали тоже акварелью)

Фая

супер!благодарюзаписываю

КОН

Спасибо ОГРОМНОЕ! Очень понравилось!

Наталья_79Д

Спасибо, что поделились опытом! Думаю,многим пригодиться!

Татьяна Сербина

На одном дыхании урок прочитала. Очень интересно! 

Спасибо что делитесь опытом. 

Елена Пантелеева

Отличный МКбраво

Наталья В

Как замечательно! СПАСИБО Вам ! Очень понравилось. Ждем продолжения

гость

Просто замечательно, очень полезно и увлекательно!!!!! Не терпится проделать это со своим пятилетками

мЕлена

Ави, молодец! Очень понятно, подробно и с юмором! Браво!