Сообщить о нарушении

Сообщить о нарушении

Контрольный вопрос
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы избежать проверки.
Отмена
Бумажная радуга ремёсел
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 16

Поделиться:

Автор(ы) Коллективная работа, ученики 10 класса
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение МБОУ "Усть-Цилемская СОШ"
Материалы Бумага для акварели, пастель, фломастеры, гелевые ручки
Педагог Калашникова Лидия Леонидовна

Представляю на конкурс работы моих учениц-десятиклассниц, которые они выполняли в прошлом учебном году. Проект, который мы выполняли на курсах "Вокруг света" увлёк всех. И для меня, и для моих учениц многое в традиционном ремесле пижемской росписи было открытием. Они с удовольствием рисовали каждая свои поля, семена, почки, ростки...
Промысел этот имеет глубокие корни, и мне очень радостно, что сохранился до сих пор.

Представляю на конкурс работы моих учениц-десятиклассниц, которые они выполняли в прошлом учебном году. Проект, который мы выполняли на курсах "Вокруг света" увлёк всех. И для меня, и для моих учениц многое в традиционном ремесле пижемской росписи было открытием. Они с удовольствием рисовали каждая свои поля, семена, почки, ростки... 
Промысел этот имеет глубокие корни, и мне очень радостно, что сохранился до сих пор. (фото 1)

Пижемская роспись в настоящее время используется очень широко. Мы с моими ученицами попытались изготовить сувениры из бумаги. Здесь представлены бумажные тарелки и магниты на холодильник.

Пижемская роспись в настоящее время используется очень широко.  Мы с моими ученицами попытались изготовить сувениры из бумаги. Здесь представлены бумажные тарелки и магниты на холодильник. (фото 2)

Пижемские ложки с росписью. Как видите, даже здесь каждый мастер создал свой вариант. Можно использовать как закладку.

Пижемские ложки с росписью. Как видите, даже здесь каждый мастер создал свой вариант. Можно использовать как закладку. (фото 3)

Эти ложечки маленькие. Могут служить закладкой или можно сделать из них магнит на холодильник.

Эти ложечки маленькие. Могут служить закладкой или можно сделать из них магнит на холодильник. (фото 4)

При подготовке к Пасхе можно расписать бумажное яйцо.

При подготовке к Пасхе можно расписать бумажное яйцо. (фото 5)

Работы Истоминой Ангелины.

Работы Истоминой Ангелины. (фото 6)

А это сама моя главная художница Истомина Геля.

А это сама моя главная художница Истомина Геля.  (фото 7)

Работы Дуркиной Алины.

Работы Дуркиной Алины. (фото 8)

Дуркина Алина со своими работами.

Дуркина Алина со своими работами. (фото 9)

Рабочий момент в классе.

Рабочий момент в классе. (фото 10)

А это брелочки с пижемской росписью.

А это брелочки с пижемской росписью. (фото 11)

С удовольствием участвовали в нашем проекте ученики 4а класса. Это их работы.

С удовольствием участвовали в нашем проекте ученики 4а класса. Это их работы. (фото 12)

Довольны своими ложками!

Довольны своими ложками! (фото 13)

И в заключение мои личные работы. Попробовали расписывать бересту, тоже здорово смотрится!

И в заключение мои личные работы. Попробовали расписывать бересту, тоже здорово смотрится! (фото 14)

Пижемская роспись - одна из древнейших росписей Русского Севера (известна с XVII века). Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками. Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. Рукописная традиция оказала сильнейшее влияние на формирование стиля пижемской росписи. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи.

Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но, в отличие от нее, в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.

Пижемская роспись отличается от ярких, нарядных северных росписей потому, что в её основу положен древний геометрический орнамент, элементы которого всегда имели для человека глубокий философский и символический смысл. Роспись играла не только роль заполнения свободного пространства и украшения его, но и оберега, способного защитить от грозных и порой непостижимых сил природы. Исследователи утверждают, что каждый элемент росписи обозначает очень важное для человека понятие.

Например:
• прямая линия - твердь небесная и земная;
• плавная линия – вода;
• крест - огонь или солнце;
• ромб – земля;
• точки – семена;
• ромб, разделенный крестом с ростками – плодородие и изобилие.
Использование этих элементов в росписи означало пожелание благополучия, достатка, большой и полной семьи.

Эти ложки расписывала мастер отделения художественных ремёсел при Усть-Цилемском музее А.В.Журавского Харитонова Татьяна Александровна. Училась она у старых мастеров, осваивала их стиль письма. Особо обращала внимание на старинные расписные изделия.

Как и в далёкие времена, расписывает Таня перьями. С жёлтой ручкой совсем тоненькое. А второе, возможно, некоторые вспомнят... В начальной школе я писала такими на уроках... Стальные, со звёздочкой...

А это ложки цилемские. Их делает и расписывает замечательный мастер резьбы по дереву, капу Чупров Степан Иванович. В основе лежит пижемская роспись, её основные элементы, а мастер вносит своё видение.

Росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме, где шла переписка книг. Искусство книгописных мастерских и народных умельцев оказало влияние на роспись усть-цилемских ложек. На них мы видим скромный узор. Это геометрические орнаменты, выполненные тщательно прорисованной линией, затем раскрашенные.
В росписи преобладает яркая киноварь, то заливающая внутренность узора, то тщательно обводящая его по черному контуру. Росписи графичны, узорны. И они составили особый вид росписей.

Старинные ложки, которые служат образцом при работе современных мастеров.


Роспись осуществлялась на рубелях «каталках», прикладах ружей и других вещах, сделанных из дерева.
Со временем две эти росписи тесно переплелись, так что теперь трудно разделить, где пижемская роспись, а где усть-цилемская. Мастера заимствовали друг у друга некоторые элементы, хотя каждый и сохранял свой стиль письма. 

В настоящее время пижемская роспись широко используется при изготовлении сувенирной продукции.