Поговорим не много о мишках. Самое удивительное, что в период революции и гражданской войны игрушечное производство в России сохранилось, хотя и, естественно, развития не получило. Например, на базе разоренного Хотьковского монастыря была создана артель, которая продолжила выпуск мягких игрушек и простеньких, как прежде, и посложнее.
К слову, в других регионах России до 50-х годов мягкие игрушки выпускались такими же кустарными артелями. Шились игрушки по одинаковым выкройкам, созданным отличными художниками-профессионалами: А. Изергиной, С. Российской, С. Поливановой, М. Широковой и др.
Наиболее известной разработчицей выкроек для мягкой игрушки была Анастасия Николаевна Изергина, дочь Николая Дмитриевича Бартрама, коллекционера, исследователя игрушечного промысла, основателя музея игрушки (музей, кстати, по сей день работает в Сергиевом Посаде).
Итак, именно в 30-40 годах сформировался образ российского мишки, который мы знаем по сохранившимся экземплярам. В дальнейшем, к сожалению, массовое производство мягкой игрушки в СССР, а позднее и в РФ шло только по пути упрощения и, пардон, обезображивания образа мишки, созданного чудесными мастерами.
Но вернемся к «классическому» советскому мишке. В чем-то он похож на своих заграничных коллег, в чем-то отличается. Но давайте разберемся поподробнее
1. Выкройка
В отличие от своего заграничного собрата, голова советского мишки чаще всего шилась на основании выкройки мяча из 4 частей (голова европейского и американского классического мишки состоит из трех частей: 2 профилей и средней части – клина). Хотя, судя по книге Изергиной шились в СССР и мишки по выкройке головы с центральным клином, на антикварных сайтах, а также в музеях игрушек чаще встречаются мишки с лобастенькой курносой головой, сшитой по выкройке, построенной на основании мяча.
Лапки у советских мишек толстенькие и коротенькие, что тоже отличает его от иностранных собратьев.
2. Материалы и цвет
Специальных материалов для мишек в СССР не выпускалось. В основном мишек шили из пушистой фланели и байки (зачастую это были остатки других швейных производств). Особые экземпляры (юбилейные и т.д.) делались из хлопкового плюша. Цвет всех мягких игрушек допускался только в духе «соцреализма». Яркие ткани и ткани с рисунком допускались только для игрушек в одежде (которая являлась составной частью игрушки и не снималась).
Конечно, и немецкие мишки в бедные годы делались из солдатского сукна, но большую часть времени, все-таки, использовались профессиональные материалы.
Глазки советских мишек делали из бусин или из пуговиц. На более поздних моделях специальные пластмассовые глазки просто приклеивали.
3. Набивка
Набивали мишек, как и везде, стружкой, опилками, ватой или шерстяным очесом. Последний вариант использовался достаточно редко, т.к. шерсть была дороже других вариантов набивки.
Голову мишек часто делали из папье-маше, а полом обтягивали или обклеивали материалом.
4. Крепления
Голову советского мишки чаще всего просто пришивали к туловищу, а крепление лап существовало в нескольких вариантах.
Первый вариант по сути мало чем отличается от классического крепления лап в иностранных мишках. Диски из фанеры,
размещенные со стороны лапы и туловища, скреплялись пропущенной через них проволокой, как сейчас скрепляются шплинтом или болтом. Концы проволоки закручивались
Второй вариант крепления – это так называемый сквозной шарнир. Диски в туловище не вставлялись, а были только в лапах. Сквозь набитое туловище пропускали проволоку, которую в лапах закрепляли.
Со временем отверстие в туловище, через которое проходила проволока, растягивалось, и из мишки начинала сыпаться набивка.
Третий вариант крепления – веревочный шарнир. Вместо проволоки при этом варианте использовалась веревка, диски не вставлялись, а на лапах сверху крепление фиксировалось пуговицами.
К сожалению, идеология качества советских и западных мишек коренным образом различалась. Преимущественно советские мишки, как и другие «товары народного потребления», производились по принципу «главное – много, а качество не важно». Может, поэтому не так много их сохранилось в хорошем состоянии до наших дней.
В то же время, не будь у советских производителей такого подхода, не появился бы в нашей литературе всеми любимый Чебурашка. Ведь его образ Э. Успенский создавал на основании бракованного мишки – друга детства автора.
Автор статьи : Светлана Кузнецова