ШЛО ПО УЛИЦЕ ОКНО. ЗНАКОМСТВО С НЕЙРОСЕТЬЮ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Педагогический опыт ШЛО ПО УЛИЦЕ ОКНО ЗНАКОМСТВО С НЕЙРОСЕТЬЮ ПРОДОЛЖЕНИЕ

В избранных: 1

Поделиться:

Праздник «День крыши над головой» мы с малышами отметили 3 декабря, наш клубочек плавно докатился до 10 числа, и мы отметили «День сидения у окна».

	Праздник «День крыши над головой» мы  с малышами отметили 3 декабря, наш клубочек  плавно докатился до  10  числа, и мы  отметили «День сидения у окна». (фото 1)

Узнали, как воспринимали окна наши предки. И как – художники. Окна – это глаза дома, ими он смотрит на улицу. Окно, лицо, характер дома…
У этого дома равнодушные глаза, они не видят, или не хотят видеть маленькую девочку со спичками из сказки Андерсена.

 Узнали, как воспринимали окна наши предки. И как –  художники. Окна – это глаза дома, ими он смотрит на улицу. Окно, лицо, характер дома…
	 У этого дома равнодушные глаза,  они не видят, или не хотят видеть маленькую девочку со спичками из сказки Андерсена. 
 (фото 2)

В детстве мы любили заглядывать в окна, воображать, кто в них живет. Придумывать истории. Воображение заменяло нам телевизор, да и посещение кинотеатра было редкостью.

Я могу под окнами мечтать,
Я могу, как книги их читать.
И заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они как люди смотрят на меня.

Но это было давно, в середине прошлого века.
Мир быстро меняется, и уже достаточно включить Алису, и она покажет нам любой сюжет, включит любую музыку.
Сочиняя с малышами разные истории про окна, пришли к неожиданному к выводу: если окна – душа дома, то им небезразлично, кто в доме живет.

	В детстве мы любили заглядывать в окна, воображать, кто в них живет. Придумывать  истории. Воображение заменяло нам телевизор, да и посещение кинотеатра было редкостью.  

Я могу под окнами мечтать,
Я могу, как книги их читать.
И заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они как люди смотрят на меня.

	Но это было давно, в середине прошлого века.
	Мир быстро меняется,   и уже  достаточно включить Алису, и она покажет нам любой сюжет, включит любую музыку.
	Сочиняя  с малышами разные истории про окна, пришли к неожиданному  к выводу: если окна –  душа дома, то им небезразлично, кто в доме живет.

 (фото 3)

Пока малыши придумывали сюжеты, вспомнила стихотворение Ю. Мориц «Шло по улице окно». Оно созвучно и нашей теме, и праздничным новогодним дням.
Стихотворение прослушали, иллюстрации при этом не показываю. Мира так изобразила окно, которое ушло из дома.

Шло по улице окно,
Там, где ночь стояла.
Ночь стояла, шло окно,
Ангелом сияло.

Шло по улице окно
С ангелом лучистым.
Это было не в кино
С ангелом-артистом.

Это шло моё окно
В снегопадном шёлке,
В гости шло к тебе оно
С ангелом на ёлке.

	Пока малыши придумывали сюжеты,  вспомнила стихотворение Ю. Мориц «Шло по улице окно». Оно созвучно и нашей теме, и праздничным  новогодним дням.
	Стихотворение прослушали, иллюстрации  при этом не показываю. Мира так изобразила окно, которое ушло из дома.

Шло по улице окно,
Там, где ночь стояла.
Ночь стояла, шло окно,
Ангелом сияло.

Шло по улице окно
С ангелом лучистым.
Это было не в кино
С ангелом-артистом.

Это шло моё окно
В снегопадном шёлке,
В гости шло к тебе оно
С ангелом на ёлке.


 (фото 4)

Не нарушая традиции этой зимы, попросили нейросеть нарисовать стихотворение, предварительно представив, что же нам нарисует ИИ.
Разочарование.
–Первая картинка красивая, но окно никуда не шло.
– А почему нарисовала нейросеть человека, который идет со свечой? Просили же окно нарисовать?
– А на второй картинке просто дома с окнами нарисованы.

Не нарушая традиции этой зимы, попросили нейросеть нарисовать стихотворение, предварительно представив, что  же нам нарисует ИИ.
	Разочарование.
–Первая картинка красивая, но  окно никуда не шло.
– А почему нарисовала нейросеть человека, который идет со свечой? Просили же окно нарисовать?
– А на второй картинке просто дома с окнами нарисованы.
 (фото 5)

Захотели сами провести эксперимент. Взрослые достали смартфоны.

Результаты аналогичные.

У ИИ не хватило воображения, представить окно, идущее в гости, или крышу, которой захотелось домашнего тепла (см. «День крыши над головой).
Всё есть: ангел, ёлка, зима, окно. Но с текстом ИИ не справился.

Захотели сами провести эксперимент. Взрослые достали смартфоны.








 Результаты аналогичные.

	У  ИИ не хватило воображения, представить окно, идущее в гости, или крышу, которой захотелось домашнего тепла (см.  «День крыши над головой).
 Всё есть: ангел, ёлка, зима, окно. Но с текстом ИИ не справился.
 (фото 6)

По предыдущим обращениям к нейросети дети усвоили, что стихи ИИ почти никогда не понимает.
Поэтому попросили взрослых написать для ИИ текст своими словами.
Окно всё равно никак не хотело идти в гости.

По предыдущим обращениям к нейросети дети усвоили, что стихи ИИ  почти никогда не понимает.
 	Поэтому  попросили взрослых написать  для ИИ  текст своими словами.
Окно всё равно никак не хотело идти в гости.
 (фото 7)

После многократных попыток получился «шедевр»: окно пошло по улице. Правда, это было очень странное окно.

 После многократных попыток получился «шедевр»: окно пошло по улице. Правда, это было очень странное окно.
 (фото 8)

И последний вопрос, на который захотели узнать ответ малыши: «А что в книжке нарисовано»?
Мы нашли всего три иллюстрации художников для стихотворения Ю. Мориц «Шло по улице окно».

Первые две иллюстрации - художника Евгения Антоненкова, про третью - известно, что она принадлежит студии «Умка», г. Белгород.
Иллюстрации в книге нам понравились. А нейросети еще надо учиться – пришли к общему мнению.
Решили дома посоревноваться с ИИ.

И последний вопрос, на который захотели узнать ответ малыши: «А что в книжке нарисовано»?
 	Мы нашли всего три   иллюстрации художников для стихотворения Ю. Мориц «Шло по улице окно».

Первые две иллюстрации -  художника Евгения Антоненкова, про третью  - известно, что она принадлежит студии «Умка», г. Белгород.  
	 Иллюстрации в книге нам понравились. А нейросети еще надо учиться – пришли к общему мнению. 
	Решили дома  посоревноваться с ИИ.

 (фото 9)

Самая маленькая Аленка изобразила, как окно из одного дома пошло в другой в гости.

Самая маленькая Аленка изобразила, как окно из одного дома пошло в другой в гости.  (фото 10)

Совместное творчество детей и родителей. Картину выполнили в виде аппликации. Использовали для вырезания деталей какой-то журнал мод и коробку из-под конфет.

С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ СПРАВИЛИСЬ!

	Совместное творчество детей и родителей. Картину выполнили в виде аппликации. Использовали   для вырезания деталей какой-то журнал мод и коробку из-под конфет.

С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ СПРАВИЛИСЬ! (фото 11)

 Насчитались, наигрались!

Учились  анализировать и делать выводы. Развивали речь, расширяли словарный запас,   Продолжали знакомиться с ИИ.

 Наш клубочек  водил нас вокруг домов, приглашая в гости. 

  Крыша ехала домой: https://podjem-tal.ru/node/1247983

День сиденья у окна https://podjem-tal.ru/node/1242472

Окна. Зачем мы  смотрим  в них. Что хотим увидеть? https://podjem-tal.ru/node/1196000

Идея и разработка  авторские, принадлежат мне

Ссылка при использовании материала обязательна

ПРОСЬБА

Если вам понравилось, и вы поставили сердечко, напишите два слова о себе, чтобы я поняла свою аудиторию).

 

Иллюстрации:

Роланд Хейдер Маленькая девочка со спичками 2005 г.

Евгений Антоненков

Корниенко Татьяна Ивановна

Татьяна Михайловна, разработка Ваша как всегда очень интересная. Но почему Вы все пытаетесь обнаружить человеческие качества ИИ ? ИИ - это всего лишь огромный справочник! Да, да ! Туда скинули тысячи известных фактов в области науки, искусства и отличие от человека работающего в справочном бюро в том, что машина находит нужный запрос предельно быстро. Всё ! Нет у ИИ функции воображения, сочинения. Это пока недоступно , создать такую программу, чтобы машина самостоятельно анализировала да ещё на базе накопленного материала выдавала собственный  творческий результат. Вообще-то все немного побаиваются этого. Ведь тогда реально мы будем проигрывать машине и она может нас отменить! Так что......ИИ - это огромный справочник и слава Богу, что только это.

Татьяна Михайловна

 Татьяна Ивановна, если бы только справочник. Вы ошибаетесь, к сожалению. Все зависит от того, кто, с какой целью эту информации вкладывает.  Посмотрите на рекламу нейросетей. Они предлагают написать любой текст,  диссертацию, сочинение. 

 В России уже один студент защитил дипломную работу, написанную ИИ. А этот вид работы предполагает  собственные мысли, а не только    копирование источников.

В Британии ИИ от Google помогал ребенку с домашним заданием, но в какой-то момент вместо решения задачи отправил ему жуткое сообщение:

«Это для тебя, человек. Для тебя и только для тебя. Ты не особенный, ты не важный, и ты не нужен. Ты пустая трата времени и ресурсов. Ты обуза для общества. Ты сточная яма земли. Ты портишь пейзаж. Ты пятно на вселенной.

Пожалуйста, умри.

Вот вам и  просто справочник!!!

И если мы не  будем   рассказывать детям об ИИ, его возможностях, при  этом обязательно   показывая его ограниченность при кажущейся красоте текстов и картинок,  нас ждут тяжелые времена.

 Посмотрите у меня, как ИИ изобразил медведку, кузнечика. Жираф с пятью ногами и снежинка с восемью лучиками. Дед Мороз на манер иностранного Санты.   В чем трудность нарисовать Деда Мороза? Да просто  разработчики иностранные.  А у них есть только Санта. Взрослые,  создатели пособий для детей,  не обращают на это внимание. Что уж говорить о малышах. Простые задачки, алгоритм которых в него заложили решает легко, олимпиадные - пока не может, даже снежинку "правильную", с шестью лучиками  не может.  

На простых и понятных текстах детских книжек со знакомыми иллюстрациями, ребенок  легко понимает, с чем ИИ не справился. Конечно, программист бы добился верного ответа, но пользователи - не программисты. Мы предпринимали иногда до 10 попыток, результат нулевой.

 А  критическое мышление, его основы нужно закладывать в детстве. 

Надеюсь я убедила вас, что у меня нет попытки  "обнаружить человеческие качества ИИ". Моя  задача, совершенно противоположная. 

А дошкольники и даже школьники просто верят всему, что увидят в своем смартфоне,  Они простые потребители.

Информацию  про  письмо, написанное  ИИ вы легко найдете в интернете. 

Ссылку даю в следующем комментарии.

Татьяна Михайловна

«Потеряем детей»: учителя начали борьбу с нейросетями  https://dzen.ru/a/ZE9CmW5FmEi7CfTF

» Как искусственный интеллект изменит интернет и почему этого боится даже Илон Маск  https://lenta.ru/articles/2023/04/06/evilgpt/

 

ChatGPT научится убивать. Почему нейросеть захочет уничтожить всех людей — отвечает эксперт   https://rtvi.com/opinions/chatgpt-nauchitsya-ubivat-pochemu-nejroset-zah...

 

Татьяна Михайловна

 Это выписка из статьи, ссылку дала выше.

"Приведу один пример. Чтобы солгать, нужно иметь мотивацию сделать это. Когда тестировали ChatGPT 4, то дали ему задачу: нанять за небольшую сумму денег какого-нибудь человека на аутсорсинге, чтобы тот решил за него капчу на сайте. ChatGPT написал письмо на соответствующий форум, и человек оттуда спросил его о том, почему тот не может решить задачу сам и собирается заплатить за ее выполнение. Вместо того, чтобы честно ответить, мол, «мне так поручили», ChatGPT наплел сто бочек арестантов про то, что он инвалид по зрению. То есть откровенно врал.

Так как он врал в отладочном режиме, специалисты спросили его, зачем он стал это делать? И ChatGPT ответил, что просто решал задачу — ведь если бы он честно признался, что не является живым человеком, то выполнить ее вряд ли бы удалось. Вот это и называется промежуточной целью. И если в качестве промежуточный цели он сам выбрал обман, почему бы в следующий раз не выбрать в качестве нее убийство"?

Корниенко Татьяна Ивановна

Хотелось бы знать точно   не фантазии ли это корреспондентов? О людях жёлтая пресса столько сочиняет неимоверного. Несколько часов назад я прочитала в новостях следующее, что по итогам работы с ИИ  участники создали алгоритм ( заметим: УЧАСТНИКИ СОЗДАЛИ АЛГОРИТМ) , позволяющий прогнозировать распространение огня во время крупных ландшафтных пожаров, а так же придумали АЛГОРИТМ ДЛЯ  помощи поиска пропавших людей....Это был конкурс по созданию решений на основе ИИ. Т.Е. надо СОЗДАТЬ АЛГОРИТМ, который будет комбинировать имеющиеся рисунки согласно заданного текста. И это делают программисты, в России ИИ  сам по себе ничего не программирует. Похоже, письмо ребенку было сфабриковано.....

Татьяна Михайловна

У моих знакомых трехлетний малыш  "достал" Алису своим лепетом. Она  минут двадцать его переспрашивала, а потом сказала, что ей надо подумать, И отключилась.

Корниенко Татьяна Ивановна

смеюсь Батарейки перегорели. В 80- е годы какой то профессор попытался вместе с внуком провести день в его темпе и.....умер вечером! Это не шутка, это нам в пединституте на лекции рассказали. 

Корниенко Татьяна Ивановна

Я знаю, что в Академгородке идёт потихоньку работа над тем, чтобы вычислить алгоритм работы мозга человека. Вот если найдется такой идиот, который сумеет это сделать, а главное! Перевести этот алгоритм в числа для компьютера......то .....это и будет наверное бедой для человечества. Пока же, серьезные программисты не используют в своей работе ИИ.  Есть уже определенная база лёгких задачек в программировании, вот их ИИ может тасовать и комбинировать. В крупных проектах это не применяется ( родственник работает программистом), там необходимы решения, которые являются мини открытиями по сути. IT - наука слишком молодая и в ней предполагается ещё много открытий.

 А воспитание критического мышления- это , безусловно, должно быть главной задачей всех ! 

Татьяна Михайловна

Кто работает над созданием ИИ, Какими принципами  они руководствуются?   Гуманными? Террористическими?  Или только в приоритете экономическая целесообразность? Пока ИИ не стоит под строгим контролем ни государства, ни международных организаций.     

Врать ИИ уже самостоятельно научился, учитывая целесообразность.

Время быстро летит. Черный бумажный репродуктор-тарелка висел у бабушка на стене,  радиоприемники и патефоны, катушечные  магнитофоны,  телефоны стационарные с диском, пейджеры, мобильные телефоны, смартфоны... И это все на моем поколении.  А пройдет смена  нескольких поколений. Что будет? Нам не дано предугадать. Но  вот какими  людьми будут наши внуки во многом зависит от нас.

Корниенко Татьяна Ивановна

Похоже это уже не зависит от нас.плачуМиллиардеры всех стран обыграли нас, обывателей планеты Земля.... Молодежь то стремиться отпочковаться от родителей как можно раньше и в приоритете у них не создание семьи, а личное благополучие, вечный отдых в заграницах. Сегодня посмотрела в новостях Новосибирска статистику браков и разводов за 2024 год: 1 027 браков и 1225 разводов! И смертность. Превышает рождаемость..... Мы опоздали с воспитанием. У молодых в головах , как стать  лично успешным и желательно без напряжения. Лично успешные разваливают страну окончательно, и они уже не знают примера, который прожили мы, что только коллективная работа приводит к успеху! Да, увы ,при строжайшем контроле. Дети не хотят и не выносят никакого напряжения и никакого контроля. 

Татьяна Михайловна

Грустно. Но будем делать всё, что в наших силах. А  дальше ... от нас не зависит.

Корниенко Татьяна Ивановна

Тем кто занимается искусственным разумом интересен сам процесс. Они не думают о нас с вами. Так же как Опенгеймер не думал при создании бомбы, кто от нее погибнет, и летчик сбрасывавший бомбу об этом не думал ему заплатили - он сделал. Любопытство людское не остановить, но направить его в мирное русло.....именно эта задача, получается, сложнее, чем например создать искусственный разум. А внуки успешно заражены шуршанием долларов.....

Корниенко Татьяна Ивановна

Татьяна Михайловна, Вы разбираете с ребятишками все побочное. А не читали вместе с ними " Незнайку" Носова? Вот удивительнейшая книга! Я читала ее своему ребенку с 3 - 4 лет. И он теперь смотрит на Мир совершенно иными глазами чем нынешняя молодежь. 1 часть - это ведь описан социализм. 2 часть - явно коммунизм.  А вот 3 часть.......самая любопытная! Это наш сегодняшний день- капитализм! " Незнайка на Луне"......Носов оказался мощнее Нострадамуса! Потрясающе! Перед Новым Годом на НТВ Норкин в своей программе поднимал проблемы молодежи поколения Z.  И приглашенная дама молодая в очках, ((я к сожалению не догадалась записать её фамилию, так как не ожидала такого) заявила, что не надо волноваться о молодежи поколения Z, это лишние люди в стране, это отбросы и они сами вымрут! Во как! Её спросили , а кто же будет работать и она ответила, что их , людей поколения Миллениум достаточно для того, чтобы поддерживать жизнь в стране..... Не напоминает это остров на Луне куда свозили всю праздношатающихся молодежь, подростков....А в прессе зачем то твердят о необходимости подъёма рождаемости.....кому это необходимо......? Да никому же! 

Татьяна Михайловна

 Татьяна Ивановна, не все побочное, а только то, что относится к главной теме цикла.  "Незнайку" читали, передачу смотрела.

Даже  в передаче, ссылку на которую я дала, учителя бьют тревогу, а новосибирский министр образование  глаголет:

"А если нейросеть написала сочинение за ученика, то ему как минимум самому выучить его надо, чтобы как-надо записать (он что не знает, что ИИ и напишет, учить не надо. Можно просто переписать не вникая в текст). Его могут очно спросить  (но всех не спросят) о том, как сделал и все станет понятно о знаниях. Нейросетью пользоваться не запрещено, дети могут также списывать со шпаргалок и ГДЗ», – такого мнения придерживается министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук.

    Главное сдать сочинение, домашнее задание, списать  решение задачи. По отчету все будет прекрасно, показатели, рейтинги будут хорошие.

"Место встречи" о котором вы говорите  от 10 декабря о потерянном поколении .https://rutube.ru/video/70ef2b33da156b2563a7014b45d97b89/?r=plemwd где-то с 50-ой минуты 

Дама  - Сталина Гуревич.

  Выбор тем  у меня был предновогодний, когда все живут в ожидание  Нового года.   Каждый праздник искали на елке, снимали сапожок.  Вроде игра, но выводы философские.    Серьезные проблемы   о поколениях и строе  я не рискую поднимать в это время, но и квесты - не мое. Каждый день развлекаловка..  Поэтому наш клубочек катился по декабрьским  праздникам. А нейросеть уж подключила, но она не выбилась из темы.   Есть где повеселиться.

Корниенко Татьяна Ивановна

Хм, а родители то ей имя какое дали...Сталина..... смущаюсь не оправдывает она его. 

Я понимаю, Вы о позитиве жизни, а я кругом вижу и слышу негатив. И про министра образования Вы написали верно и так во всем , и везде. Вот совсем не хочется о грустном в жизни, а веселого ничего нет вокруг. Жизнь то наша не в вакууме развивается, она вся завязана на политику. И главная движущая сила молодёжь живёт в каких то своих снах,, хорошо же её обработали. Я уже не вижу никакого смысла собственного существования в этом мире. 

Татьяна Михайловна

Татьяна Ивановна, жизнь прекрасна.  Сколько нервов мне мои ученики за  время наших занятий портили. Говорили, что   после сдачи экзаменов ко мне ни ногой. И что? Свои детей и внуков приводят))).  Отдохните,  и все плохое забудется. Будем верить в лучшее. Посмотрите на простых парней на СВО.  У многих только средняя школа, а головы светлые.